Бухгалтерский учет
2. Задачи бух.учета:
Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием
материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствие с
установленными нормами, нормативами и сметами;
Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и
финансовых результатах деятельности организации, необходимой для
оперативного руководства и управления, а также для использования
инвесторами (учредителями, собственниками и лицами, вложившим средства и
капитал), поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими
органами;
Выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное
использование, своевременное предупреждение негативных явлений в
хозяйственно-финансовой деятельности.
Бухгалтерский учет - экономическая наука. Впервые о бухгалтерском учете
как науке упоминается в трудах Бенедетто Котру-льи (1458 г. ) и Луки Пачоли
(1494 г.). Они положили начало рассмотрению бухгалтерского учета как орудия
управления отдельным предприятием, с одной стороны, и как универсальной
методологической науки - с другой.
Вместе с тем научное обоснование бухгалтерского учета как экономической
науки, его теоретических и методологических основ выполнено значительно
позже усилиями ряда ученых и практиков многих стран мира.
3. Функции бух.учета:
1. Наблюдение; 2. Измерение; 3. Регистрация; 4. Обработка и передача
информации.
4. Виды измерителей
- Натур. (кг., м., шт.) – необх. при учете матер. запасов, осн. средств,
годовой продукции и т.д. Осущ. контроль за сохранностью собственности
- Трудовые (человеко-час, человеко-день) – позв. определить затраченное
время и труд. На их осн. нормируется задания, начисл. з/п.,
расчитывается производительность труда.
- Денежный – обобщающий, т.к. через рубли( и не только) опред. объем
имущественных прав предпр., его затраты, ранее выраженные в натур. и
труд. измерит-ях., сост. сметы, отчеты и баллансы.
5. Пользователи данных БУ.
Внутренние:
1. Настоящие владельцы фирмы (уровень прибыли)
2. Работники предприятия (ЗП)
Внешние:
1. Будущие владельцы (уровень прибыли)
2. Кредиторы (платежеспособность)
3. Клиенты и покупатели (цены)
4. Гос. службы (доходы и уровень % отчислений)
5. Общественность (экология ...)
8. Требов. бух. учета
- Оператив-ть учета - своевр. предоставление учетн. данных для управл.
произв-ом и сост. отчетности
- Полнота и простота – сост. в представлении всей учетн. инфы, необх. для
управл. произ-ом и бизн. при недопущении излишн. инфы , искл.
дублирования.
- Достоверность – обеспечивается документированием всех хоз. опер.
соблюдением правил инвентаризации, денежн. оценки, учета текущ. затрат,
калькулирования.
- Сопоставимость планируемых и учетн. показат-ей – необх. для контроля за
нормами расхода ресурсов, контр. за выполн. планов и т.п.
- Экономичность учета – хар-ся показателями: кол-во работников предприят.
на одного спец-та по бух. учет; уровнем компьютеризации труда работников
бугалтерии, урон. затрат на учет.
9. Финансовый и управленческий учет.
Бух Учет представлят собой сист., кот. измеряет, обрабатывает и передает
инф-цию для принятия решений.
Различают управленческий и финансовый учет.
Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая
измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования
руководством предприятия.
Основная функция - определение с-сти. Информация управленческого учета
должна быть:
1) полезной для управления и относительно недорогой;
2) относится к той части предпр., которая им руководит;
3) включать планирование на перспективу.
Финансовый учет охватывает учетную информацию, которая помимо
использования ее внутри предприятия сообщается тем, кто находится вне
организации. Ведется в соответствии с законодательством и установленными
стандартами. С его помощью опред. все, кроме с-сти, а именно: -
амортизация; - расчеты с др. предприятими; - учет цен.бум; - учет фондов; -
ЗП; - учет банковских операций и др.
Финансовый учет относится ко всему предприятию. Пользователи фин.учета:
1) владельцы предприятий, компаний (настоящие и будущие). Их интересы:
имеется ли достаточный уровень прибыли на предприятии.
2) кредиторы - их интересует в срок ли предприятие рассчитается с долгами.
3) работник предприятия - зарплата.
4) клиенты - цены предприятия.
5) гос. служба - доход предприятия.
6) общественность - не приведет ли деятельность предприятия к
экологической катастрофе, загряз. окр. Среды.
10.Предмет БУ.
Бух Учет используется для наблюдения и контроля за хозяйственной
деятельностью предприятия, производственной и непроизводственной сферы.
К производственной сфере относятся предприятия, которые производят
материальные блага: промышленные, строительные, сельскохозяйственные.
Производственные предприятия заняты продвижением материальных благ от
производителей к потребителям.
Непроизводств. пр-я оказывают услуги населению. К ним относится:
здравоохранение, образование и т.д.
Основная задача производственной деятельности предприятия -
воспроизводство общественного продукта, которая состоит из отдельных
взаимосвязанных моментов: производство, распределение, обмен и потребление.
Главную роль в воспроизводстве принадлежит производству необходимых
материальных благ.
БУ на предприятиях сферы мат. про-ва отражает состояние и использование
средств предприятия в процессе производства. В организ. и учрежд.
непроизводствю сферы БУ отражает наличие и расходование средств при
выполнении их функций.
Т.о. предметом БУ явл состояние и использование средств предприятия
(организ., учрежд.) в процессе воспроизводства.
11. Классиф. хоз. ср-в по сост. и размещ.
1. Внеоборотн. активы 1.1. Основные средства – (здания, сооружения, рабочие
и силовые машины и оборудование, и прочие основные средства) -
отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по
фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за
вычетом суммы начисленной амортизации, а у бюджетной организации - по
первоначальной стоимости 1.2. Нематериальные активы – это активы, которые
не имеют натурально-вещественной формы и представляют собой права
пользования объектами интеллектуальной собственности: патенты, лицензии,
торговые знаки и марки). Они должны быть эф. исп. более года.
Нематериальным активам начисляется амортизация. Сумма амортизации
определяется исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного
использования 1.3.Долгосрочные фин. вложения 1.4. Незаверш.
строительство 1.5. Капитальные вложения в строительство, в приобретение
земли и т.д.
2. Оборотные активы 2.1. Оборотные фонды (сырье, материалы; расходы ,
незаверш. произв) 2.2. фонды обращения ( гот. продукция, ср-ва в
расчетах, разл. виды дебиторской задолжности)
12. Классиф. хоз. ср-в по источн. образования и целевому назначению.
1. Источники собств. ср-в. 1.1. Капитал (уставной, добавочный, резервный)
1.2. прибыль 1.3. целевое финансирование 1.4. резервн. предоставл.
платежей
2. Источники заемных ср-в 2.1. кредиты и займы. (долгосрочные и
краткосрочн.) 2.2. кредиторы 2.3. обязательства по распределению
13.метод БУ
Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов, с помощью
которых реализуется функции бух.учета. Метод включает в себя отдельные
элементы, из которых главными являются:
1. Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с
помощью документов в момент и в местах их совершения. Документация явл.
одной из основных отличительных особенностей бух.учета, т.к. позволяет
осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Обязательным
условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете
является оформление их первичными документами, обладающими определенными
характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним
требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.). При
организации учета с помощью вычислительных машин роль первичных документов
выполняют машинные носители информации (магнитные ленты, диски и др.),
удостоверяющие факт выполнения хозяйственной операции. От качества
первичных документов в значительной мере зависит качество всего
бухгалтерского учета.
2. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия
имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с
целью обеспечения достоверности показателей -бухгалтерского учета и
сохранности имущества предприятия.
Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности,
денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное
строительство, товары торговых предприятий и др.
Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально
ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т. п.
3. Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения
информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по
составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на
определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.
Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном
выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами
предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли.
Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них
отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и
размещению, с другой - по источникам его образования.
Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием
хозяйственных средств и их использованием на предприятии.
4. Система счетов и двойная запись - прием, который означает, что
группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в
бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью системы счетов
(синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.
Счет - это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой
систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества,
источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом
метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации
и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах
бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая
хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в
равных суммах .
5. Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении
имущества предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки
имущества предприятия и его источников имеют важнейшее значение для
построения всей системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества
лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.
В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в
балансе должна проводиться единообразно на всех предприятиях, что
достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например,
действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском
балансе основные средства, так же как и нематериальные активы, показываются
по остаточной стоимости; производственные запасы оцениваются по фактической
стоимости их приобретения и заготовления; готовая продукция - по
фактической производственной стоимости и т. д.
6. Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости.
Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) - способ определения
фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции
(работ, услуг,).
7. Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему
показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую
деятельность предприятия (организации) за определенный период (месяц,
квартал).
Страницы: 1, 2, 3
|