Банкротство
Министерство образования Российской Федерации
Сыктывкарский государственный университет
Финансово-экономический факультет
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Контрольная работа
Банкротство предприятий в современных условиях
Преподаватель:
Миновская В.В.
Исполнитель:
студент 447 гр. Мантарков Г.Х.
Сыктывкар 2003
Содержание
Введение 3
1. Понятие банкротства, основные критерии, законодательство 4
2. Причины банкротства многих российских предприятий
и пути выхода из кризиса 7
3. Методика оценки платежеспособности
и финансовой устойчивости предприятия 12
Заключение 25
Список литературы 27
Введение
Существующая до 2002 г. в России нормативно-правовая база,
регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в
современных экономических условиях и привела к тому, что крупные
предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать
усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число
дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что,
несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России
занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений
среди участников хозяйственного оборота.
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим
процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности
(банкротстве)” от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Необходимость принятия
нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О
несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1998 года, но и тем, что
вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ. Содержащиеся в двух последних
нормативных актах понятия не состыковывались друг с другом, что вызывало
сложности при рассмотрении дел в арбитражных судах.
Основной целью контрольной работы является освещение проблемы
банкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом
направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как
неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии
несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским
законодательством. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины
банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из
кризисных ситуаций. В заключение изложена обобщенная методика анализа
финансового состояния предприятия.
Понятие банкротства, основные критерии, процедуры банкротства
Основным законодательным актом в данной области является
Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит отдельные
положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных
предпринимателей (ст.25 ГК РФ) и юридических лиц (ст.65 ГК РФ)[1].
Согласно ст.3 Закона о несостоятельности к признакам банкротства
относят:
1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев
с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств
превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев
с даты, когда они должны были быть исполнены.
Итак, под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность
должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В
основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник
имущественного оборота, не осуществляющий платежи по гражданско -
правовым договорам, а также обязательные платежи в бюджет в течение
длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои
обязательства перед кредиторами.
Статья 4 Закона гласит, что состав и размер денежных обязательств и
обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд
заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено этим
Федеральным законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных
платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о
признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным
судом такого заявления и до принятия решения о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату
введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления
срока исполнения соответствующего обязательства.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей,
возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании
должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом
решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства, определяются на дату открытия конкурсного
производства.
Что же касается состава и размер денежных обязательств и обязательных
платежей, выраженных в иностранной валюте, то они определяются в
рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской
Федерации, на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей
после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Для определения наличия признаков банкротства должника
учитываются:
- размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности
за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуг;
- суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
- размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного
обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие
причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением
обязательств перед гражданами, перед которыми должник
несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
- обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц,
работающих по трудовому договору, обязательств по
выплате вознаграждения по авторским договорам;
- обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих
из такого участия;
- размер обязательных платежей без учета установленных
законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных
финансовых санкций.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за
просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение
обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции,
в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных
платежей, не учитываются при определении наличия признаков
банкротства должника.
Требования кредиторов по обязательствам, не являющимся
денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом,
арбитражным судом в порядке, предусмотренном процессуальным
законодательством.
Из статьи 5 мы знакомимся с понятием текущих платежей. В целях
Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные
обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления
о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и
обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения
соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по
текущим платежам не подлежат включению в реестр требований
кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих
процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о
банкротстве.
Причины банкротства многих российских предприятий и пути выхода из
кризиса
В условиях плановой экономики, когда все вокруг принадлежало одному
собственнику - государству, понятие "банкрот" было для нас чем-то весьма
отвлеченным. Государство в случае финансовой несостоятельности того или
иного предприятия просто перераспределяло финансовые ресурсы от одного
хозяйственного субъекта к другому.
Ситуация совершенно изменилась, когда мы приступили к строительству
цивилизованного рынка. Проблема неспособности предприятия платить по своим
обязательствам стала весьма актуальной. Массовые взаимные неплатежи, долги
по заработной плате - все это реалии сегодняшнего дня.
Следует уяснить существующие объективные условия для массовой
несостоятельности предприятий различных организационно-правовых форм
собственности и всего народно-хозяйственного комплекса РФ. Они порождены
прежде всего непродуманностью экономической концепции и стратегии развития
хозяйства в условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом
управленческих кадров, а также явились следствием:
. разрыва экономических связей между странами СНГ и субъектами РФ;
. необоснованности и поспешности проведения приватизации;
. замедленного развития организационно-правовых основ развития
экономики;
. наличия социально-психологических стереотипов, не воспринимающих
необходимость перехода к рыночным отношениям;
. неудовлетворительного финансово-экономическое положения в стране и
субъектах РФ;
. затухающих темпов инновационных процессов;
Переход к рынку означает тяжелый структурный кризис экономики. Огромное
количество предприятий становится ненужными. Не нужна их продукция, их
оборудование. Этот кризис развивается лавинообразно: по цепочке начинают
сворачивать производство поставщики и потребители предприятия. Рынок
создаёт и новые ниши, но чтобы их занять, приспособится к новым условиям,
нужны инвестиции. Но механизмов аккумуляции инвестиций, адекватных рыночным
условиям, нет, и создание их - вопрос времени. В стране возникает явление
так называемого "штопора кризиса": одновременно все производители из-за
неопределённости конъюнктуры сбрасывают производство. В это же время
появляются иностранные конкуренты, имеющие стабильные источники доходов и
надёжные каналы инвестиций. В итоге кризис продолжает углубляться.
Финансовая несостоятельность, неспособность оплатить свои долги становится
массовым явлением. Одно разоряющееся предприятие тянет за собой другие.
Банкротство - это цивилизованная форма недопущения физической остановки
производства. Предприятие может формально существовать долго, накапливая
долги и увеличивая число кредиторов. Необходимо наведение порядка до
наступления безнадежного положения, когда денег не дают даже на текущую
деятельность. И в таком положении оказалась большая часть российских
предприятий.
Введение процедур банкротства позволяет отсечь заведомо больные
сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённая
возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не
вписавшихся в рынок.
Эффективность антикризисного управления во многом зависит от радикально
направленных действий арбитражного управляющего, который назначается
арбитражным судом и которому передаются функции внешнего управления
имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления
имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить
Страницы: 1, 2, 3
|