«староитальянской». Великий немецкий поэт Гете называл двойную бухгалтерию
«одним из самых замечательных изобретений человеческого разума». Выдающийся
экономист и социолог Вернер Зомбарт считал, что «двойная запись вызвана к
жизни тем же духом, что системы Галилея и Ньютона».
В своем трактате «О счетах и записях» Лука Пачоли путем анализа
хозяйственных операций и уже существовавших способов ведения книг -
мемориала (памятной книги), журнала. Главной книги, копировальной книги для
копий писем и инвентарной книги, включающей подробный перечень имущества
собственника, описал закон двойной записи и показал, что, основываясь на
нем, в любом хозяйстве можно построить безусловно целесообразную систему
счетов и книг.
Лука Пачоли вошел в историю математики и бухгалтерского учета прежде
всего как человек, открывший широкому кругу читателей основы двойной
записи. В настоящее время все историки науки сходятся во мнении, что
двойная запись в бухгалтерском учете возникла не во времена Луки Пачоли, а
гораздо раньше. Лука Пачоли только описал уже сложившуюся до него систему.
Один из самых великих бухгалтеров - ученый Фабио Беста (1845 - 1923)
объявил, что «Трактат о счетах и записях» написан одним из преподавателей
коммерческой школы в Венеции и только вставлен Пачоли в текст «Суммы».
Согласно другой версии «Сумма» - это на три четверти пересказ книги
Фибоначчи (1170 - 1228). Однако у Фибоначчи ничего не говорится о
бухгалтерии.
Сегодня достоверно известно, что первая книга, в которой описывалась
система двойной записи - книга Бенедетто Котрульи «О торговле и современном
купце», написанная от руки в 1458 г., но напечатанная только в 1573 г.
Поэтому книга Луки Пачоли признается всеми историками науки как первая
печатная работа, давшая толчок развитию новой системы бухгалтерского учета.
И поскольку в книге, к тому же, рассматривались и обобщались все достижения
в области математики того времени, то современники вполне заслуженно
называли ее «суммой знаний». Об этом говорит и эпиграф к книге: «То, что в
пыли валялось и томилось забытым в темнице. Лука нашел для тебя, друг и
читатель». Кроме того, она написана не на обязательном для научных работ
того времени латинском, а на итальянском языке, доступном массовому
читателю. Таким образом. Лука Пачоли проложил дорогу для последующих
поколений, задача, которых состояла в дальнейшей разработке унаследованного
учения. Двойная запись в более удобном и полном виде отражала хозяйственный
процесс. Система счетов простой бухгалтерии дополнилась счетами собственных
средств, а материальные счета получили денежную оценку, вследствие чего все
факты хозяйственной жизни стали отражаться дважды. Появление операционных
счетов, которые в условной форме фиксировали изменения и движения средств,
позволило установить систематическое наблюдение за такими величинами, как
капитал и прибыль. Счета дали бухгалтерам возможность перейти от простого
денежного учета к учету всех объектов и операций в денежном выражении.
Сейчас очевидно, что без учета хозяйство не может развиваться, так как учет
- это язык хозяйственной деятельности, язык бизнеса.
История двойной бухгалтерии - это история ее живого проявления в
изменяющейся хозяйственной среде. Став неотъемлемой частью бухгалтерского
учета, она превратила весь учет в стройную систему, облегчающую контроль
как за сохранностью ценностей, так и за осуществлением процессов
управления.
Глава II. Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета
2.1 Основные законадательные документы, определяющие учет и отчетность
в Российской Федерации
Основными законадательными актами, определяющими учет и отчетность в
РФ, являются:
Положение о бухгалтерском учете в РФ, введенное в действие приказом 170
Министернства финансов от 26.12.94 г.
План счетов бухгалтерского учета, ввденный в действие с 1.01.95 г
Постановление Правительства РФ 562 от 5.08.92 г. "О составе затрат,
включаемых в себестоимость продукции"
Закон РФ 3615-1 от 9.10.92 г. " О валютном регулировании и валютном
контроле"
Положение о главном бухгалтере
Порядок ведения кассовых операций в РФ ( от 4.10.93 г. ),
а также :
Инструкция 1 государственной налоговой службы РФ "О порядке исчисления
и уплаты налога на добавленную стоимость"
Инструкция 4 государственной налоговой службы " О порядке исчисления и
уплаты налога на прибыль предприятий в РФ".
Кроме указанных выше документов следует руководствоваться и другими
нормативными актами Правительства РФ, Госналогслужбы и ЦБ РФ,
определяющими порядок ведения учета и отчетности в конкретных,
непредусмотренных перечисленными документами случаях.
2.2 Предмет , метод и задачи бухгалтерского учета
Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная
деятельность предприятия или организации.
Финансово-хозяйственная деятельность складывается из:
- формирования источников, необходимых для деятельности.
Источники могут быть финансовыми и материальными;
- размещения привлеченных и сформированных средств: создание
производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации
продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогооблажения и иные
хозяйственные операции.
Метод бухгалтерского учета - ведение учета финансово-хозяйственных
операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем
сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их
выражения.
Задачами бухгалтерскими учета являются:
- формирование достоверной информации о хозяйственных процессах и
результатах деятельности предприятий необходимой для оперативного
руководства и управления, а также ее использования инвесторами,
покупателями, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными
заинтересованными лицами;
- обеспечение контроля за наличием движения имущества и использования
материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с
утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной
деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов.
2.3 Основные правила ведения бухгалтерского учета
Основными правилами ведения бухгалтерского учета в РФ ( изложены в
"Положении о бухгалтерском учете в РФ" ) являются:
1. Применение системы двойной записи. Это означает, что у каждого счета
существует два раздела - дебет и кредит. Каждая финансово-хозяйственная
операция отражается в учете по дебету одного счета и кредиту другого.
2. В бухгалтерском учете принят единый план счетов. Последний введен в
действие с 1.01.95 г.
3. В учете существуют и применяются активные и пассивные счета. Сущность
разделения счетов на активные и пассивные заключается в объективном
отражении специфики тех или иных финансово-хозяйственных операций.
Активными называются счета, которые имеют либо нулевое либо дебетовое
сальдо ( например, 01, 51, 50 счета). Счета с дебетовым сальдо находятся
в активе баланса. Нарастание по этим счетам идет по дебету, расходывание
по кредиту счета.
Пассивными называются счета, которые имеют либо нулевое либо
кредитовое сальдо ( например, 85, 80 счета ). Они являются зеркальным
отражением активных счетов. Сальдо (остаток ) по пассивным счетам
находится в пассиве баланса.
Кроме активных и пассивных счетов существуют и прменяются активно-
пассивные счета. Эти счета могут иметь дебетовое, кредитовое, нулевое
или оба сальдо одновременно. Примером такого счета может служить 71 счет
( расчеты с подотчетными лицами ).
4. Ведение аналитического и синтетического учета.
Синтетический учет - это учет в разрезе укрупненных групп однородных
операций. Примером регистра синтетического учета является Главная книга.
Аналитический учет - это учет по каждой конкретной операции.
Регистрами аналитического учета являются оборотные и разработочные
ведомости и таблицы.
5. Документирование хозяйственных операций. Документирование
хозяйственных операций производится на основе первичных бухгалтерских
документов, фиксирующих факт совершения сделки.
6. Исправление ошибок в бухгалтерском учете допускается одним из трех
способов:
- метод зачеркивания - зачеркивается неправильная надпись, рядом пишется
правильная и ставтся подпись ответственного лица
- метод красного сторно- рядом с неправильной дописывается правильная
надпись красным цветом
- справка и исправительная проводка.
Иные исправления не допускаются.
7. Оценка имущества , обязательств и хозяйственныхьопераций
осуществляется в денежном выражении путем суммирования проведенных
расходов. Баланс составляется в валюте РФ.
8. Бухгалтерские документы хранятся в установленном законадательством
порядке и сроках. Расчеты по заработной плате хранятся 75 лет.
9. Инвентаризация. Существует обязательная инвентаризация и
инвентаризация по распоряжению руководства. Обязательная инвентаризация
проводится при смене материально ответственных лиц и при проверке
кассового остатка. Регулирование расхождения между фактическим наличием
и учетными данными производится двумя способами:
- излишки оприходуются
- недостача сверх норм относится на виновных лиц.
Глава III. Теоретические основы автоматизации бухучета
3.1. Автоматизация бухгалтерского учета - основа эффективного управления
Руководителю российского предприятия сегодня приходится принимать
решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно
держать под контролем различные аспекты финансово - хозяйственной
деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов,
содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и
систематизированная она является в определенной степени гарантией
эффективного управления производством. Напротив, отсутствие достоверных
данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие,
к серьезным убыткам.
Если не брать во внимание умышленные противоправные действия, то все
ошибки бухгалтерского учета совершаются либо по небрежности (например,
арифметические ошибки), либо из - за незнания особенностей ведения
бухгалтерского учета в России. Такие ошибки практически неизбежны при
ручном учете или при использовании устаревших или нелегальных версий
программных комплексов.
3.2. Требования к бухгалтерской системе
На наш взгляд, хорошие бухгалтерские системы вне зависимости от их
масштаба, программно - аппаратной платформы и стоимости должны обеспечивать
качественное ведение учета, быть надежными и удобными в эксплуатации.
В функциональном аспекте бухгалтерские системы должны, по крайней
мере, безошибочно производить арифметические расчеты; обеспечивать
подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчетных
документов произвольной формы; осуществлять безошибочный перенос данных из
одной печатной формы в другую; производить накопление итогов и исчисление
процентов произвольной степени сложности; обеспечивать обращение к данным и
отчетам за прошлые периоды (вести архив).
Для того чтобы обеспечить указанные возможности, система должна иметь
единую базу данных по текущему состоянию бухгалтерского учета на
предприятии и архивным материалам, любые сведения из которой могут быть
легко получены по запросу пользователя. В зависимости от особенностей учета
на предприятии базы данных могут иметь раз личную структуру, но в
обязательном порядке должны соответствовать структуре принятого плана
счетов, задающего основные параметры настройки системы на конкретную
учетную деятельность. Модули системы, обеспечивающие проведение расчетов,
суммирование итогов и начисление процентов, должны использовать расчетные
нормативы, которые приняты в текущее время.
Надежность системы в компьютерном плане означает защищенность ее от
случайных сбоев и в некоторых случаях от умышленной порчи данных. Как
известно, современные персональные компьютеры являются достаточно
открытыми, поэтому нельзя достоверно гарантировать защиту чисто на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|