Аудит расчетов с подотчетными лицами
Курсовая работа
"АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ"
План:
Введение 3
1. Общая характеристика расчетов с подотчетными лицами 4
1.1. Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами 4
1.2. Нормативные документы (с краткими комментариями), регламентирующие
расчеты с подотчетными лицами 6
1.3. Состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с
подотчетными лицами 11
2. Этапы проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами
12
2.1. Подготовительная деятельность до начала проверки 12
2.2. Сбор аудиторских доказательств, применяемых при проверке расчетов 13
2.3. Оформление результатов аудиторской проверки 13
3. Аудит расчетов с подотчетными лицами 15
3.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике В.И. Подольского 15
3.1.1. Составление программы аудиторской проверки расчетов с
подотчетными лицами 15
3.1.2. Контрольные процедуры для выявления возможных нарушений 16
3.1.3. Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме 19
3.1.4. Проверка расчетов с подотчетными лицами по содержанию 20
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Н.П. Барышникова 21
3.3. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Р.А. Алборова 22
3.4. Типичные нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами
25
Заключение 34
Литература 36
Приложение 1 38
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Введение
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто
возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также
различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные
деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные
средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению
организации. При этом в бухгалтерском учете операции по расчетам с
подотчетными лицами отражаются достаточно просто.
Тем не менее, практика аудиторских проверок показывает, что из всех
проверяемых объектов наибольшее количество ошибок и нарушений допускается
при расчетах с подотчетными лицами вследствие небрежного ведения
бухгалтерского учета и отсутствия контроля за расчетами с работниками.
Нередко ошибки допускают сами руководители организаций.
В данной работе я собираюсь рассмотреть актуальную в настоящее время
тему аудита расчетов с подотчетными лицами. В первом разделе будет приведен
обзор нормативных документов, регламентирующих расчеты с подотчетными
лицами, кратко будет рассмотрен бухгалтерский учет расчетов с подотчетными
лицами и приведен состав первичных документов и учетных регистров по
расчетам с подотчетными лицами.
Во втором разделе будут изучены этапы проведения аудиторской проверки
расчетов с подотчетными лицами. Особое внимание планируется уделить методам
сбора аудиторских доказательств, применяемых при проверке расчетов,
применительно к типичным нарушениям расчетов с подотчетными лицами. Также
здесь будет описано оформление результатов аудиторской проверки.
Задачей третьего раздела является ознакомление с методиками проведения
аудиторской проверки, предлагаемыми тремя авторами. Поскольку расчеты с
подотчетными лицами носят массовый, этот этап аудиторской проверки
достаточно трудоемок. В тоже время сами операции весьма однообразны, а
методы и процедуры проверки просты. В третьем разделе также будут
рассмотрены типичные нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными
лицами и штрафные санкции, применяемые за нарушения в бухгалтреском учете
расчетов с подотчетными лицами.
1. Общая характеристика расчетов с подотчетными лицами
1 Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами
Подотчетными лицами считаются работники организации, получившие
авансом денежные средства из кассы. В подотчет выдаются деньги для
предстоящих командировочных расходов, а также для оплаты хозяйственных
расходов, расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту в
розничной торговле, и на другие хозяйственные нужды. Расчеты с подотчетными
лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны:
приобретение запасных частей, материалов, топлива за наличный расчет,
канцелярский товаров, оплата почтово-телеграфных расходов;
оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;
расходы на командировки по территории Российской Федерации и за границу;
представительские расходы.
Все эти хозяйственные операции связаны с выдачей денежных средств из
кассы предприятия или непосредственно из банка по отчет.
Учет по расчетам с подотчетными лицами ведется на счете № 71 «Расчеты
с подотчетными лицами». Это активно-пассивный счет, сальдо которого
отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму
возмещенного перерасхода и вновь выданные под отчет на основании расходных
кассовых ордеров, по кредиту — суммы, использованные согласно авансовым
отчетам и сданные в кассу по приходным кассовым ордерам.
Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают по дебету счета 71
и кредиту счета 50 «Касса». Расходы, оплаченные из подотчетных сумм,
списывают с кредита счета 71 в дебет счетов 10 «Материалы», 26
«Общехозяйственные расходы» и другие в зависимости от характера расходов.
Возвращенные в кассу остатки неиспользованных сумм списывают с подотчетных
лиц в дебет счета 50 «Касса».
Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
ведется по каждой авансовой выдаче.
| | |по кредиту |
| | | |
|по дебету | | |
|Сальдо по счету 71 на начало | | |
|периода — это остаток долга | | |
|подотчетного лица на начало | | |
|периода | | |
|Остаток дебетовый — выдача денег | |Остаток кредитовый — списание с |
|подотчетному лицу | |подотчетного лица |
|Сальдо дебетовой на конец периода | |Сальдо кредитовое на конец |
|— это остаток долга подотчетного | |периода — это остаток долга |
|лица на конец периода | |подотчетному лицу на конец |
| | |периода |
Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов
с подотчетными лицами служит журнал-ордер № 7 — комбинированный регистр,
сочетающий аналитический и синтетический учет с линейной формой записи.
Следовательно каждой выданной под отчет сумме отводится в журнале ордере
одна строка и по мере представления авансового отчета, сдачи в кассу
неиспользованных сумм или получения денег в погашение перерасхода записи
сумм по этим операциям будут произведены на этой же строке. В то же время
журнал-ордер № 7 сохраняет шахматную форму записи, заложенную в основу
журнально-ордерной формы счетоводства, в части расшифровки оборота по
кредиту счета 71. На оборотной стороне этого журнала-ордера проводятся
сгруппированные сведения о суммах затрат предприятия на служебные
командировки за отчетный месяц с начала года, что необходимо для
составления отчетности и контроля за целевым использование средств.
Основанием для заполнения журнала-ордера № 7 являются расходные
кассовые ордера на суммы, выданные под отчет, авансовые отчеты — на
израсходованные суммы; новые приходные или расходные кассовые ордера — на
расхождения в суммах, полученных и израсходованных.
Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки,
отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и дебету
счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы
списываются со счета 84 в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате
труда», если они могут быть удержаны из заработной платы работники или 73
«Расчеты с персоналом по прочим операциям», когда они не могут быть
удержаны из заработной платы работника
При командировке работников за границу им выдается аванс в валюте
страны командирования исходя из установленных законодательством норм
суточных и квартирных. Полученную в банке валюту оприходуют по счету 50
«Касса» с кредита счета 52 «Валютный счет». Выданную под отчет валюту
списывают со счета 50 в дебет счета 71 и отражают в учете в валюте платежа
и ее рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка РФ на момент выдачи.
По возвращении из командировки и сдачи авансового отчета с приложением
оправдательных документов задолженность подотчетных лиц списывают с кредита
счета 71 в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» и других счетов в
зависимости от вида расходов по курсу на день представления отчета. При
изменении за период командировки курсов валют курсовую разницу списывают на
счет 80 «Прибыли и убытки»: положительную — на прибыль (дебет счета 71,
кредит счета 80), отрицательную — на убыток (дебет счета 80, кредит счета
71).
1.2. Нормативные документы (с краткими комментариями),
регламентирующие расчеты с подотчетными лицами
Общие документы по расчетам с подотчетными и командированными лицами:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 N 129-ФЗ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" — Содержит
перечень обязательных реквизитов первичных документов (статья 9, п. 2).
Разрешает составлять документы на машинных носителях(статья 9, п. 7).
Руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает
перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов(статья 9,
п. 3). Обязывает директора организации и главного бухгалтера либо
уполномоченных ими лиц подписывать первичные бухгалтерские документы по
операциям с денежными средствами(статья 9, п. 3).
ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
ОРГАНИЗАЦИИ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" утверждено
ПРИКАЗОМ Минфина РФ от 13.06.95 N 50 — Положение регулирует особенности
бухгалтерского учета имущества и обязательств организаций, стоимость
которых выражена в иностранной валюте, заключающиеся в пересчете стоимости
этих имущества и обязательств в рубли, учет курсовых разниц. Приложение к
данному Положению содержит указание, что пересчет расходов, произведенных
подотчетным лицом при загранкомандировках, в рубли производится по курсу,
действующему на дату его составления авансового отчета.
ПОЛОЖЕНИЕ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ,
УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
ПРИБЫЛИ, утверждено ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (ред.
от 31.12.97) — содержит полный перечень затрат, которые фирма вправе
относить на себестоимость (п.2 "и" — затраты на командировки).
ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Утвержден
Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г.
N 40 — Содержит правила приема, хранения, выдачи наличных денег и
оформления первичных документов; ведения кассовой книги; ревизии кассы и
соблюдения кассовой дисциплины. Лица, получившие наличные деньги под отчет,
обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они
выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию
предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный
расчет по ним( гл. 1, пункт 11).
ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ, утвержден ПРИКАЗОМ Минфина СССР
от 01.11.91 N 56 (ред. от 17.02.97) — правила синтетического учета операций
в бухгалтерском учете. В частности, содержит проводки по отнесению в доход
работника подотчетных сумм, не возвращенным в срок.
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 (ред. от 29.12.97) "О ПОРЯДКЕ
ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" — в соответствии с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|