| |детальности. |
|Отчетно|Перед |Итоговая часть |
|сть |руководством |аудиторского |
| | |заключения может быть|
| | |опубликована, |
| | |аналитическая часть |
| | |передается клиенту |
Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами,
проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем
контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым
поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему
государственному органу.
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит. Аудит финансовой
отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью
вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и
общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится
сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются.
Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому
кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам
государственного регулирования и др.
Специальный аудит — это проверка конкретных вопросов в деятельности
хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил,
обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и
эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой
отчетности, использования социальных фондов и др. Обязательный и
инициативный аудит.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных
непосредственно законодательством или по поручению государственных органов.
Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются
законодательными нормами.
Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению
экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской
фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
Первоначальный и согласованный аудит.
Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые
для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость
аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об
особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской
фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики
клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации
бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом
(консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и
др.).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах
согласованного (повторяющегося) аудита. Такое сотрудничество удобно и
аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность
клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние,
основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.
Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает
настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
С точки зрения развития аудит разделяется на 3 стадии и, соответственно,
3 вида:
1) подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности
бухгалтерских документов и отчетности);
2) системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе
анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе
внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в
слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы
внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);
3) аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в
областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в
областях с низким риском). С точки зрения направленности аудит
подразделяется на: общий аудит (предприятия и их объединения независимо от
организационно-правовых форм и видов собственности, организации и
учреждения); банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж;
аудит внебюджетных фондов; аудит инвестиционных институтов и др.
Аудиторская деятельность и ее регулирование. Аттестация и лицензирование.
Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью
проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов),
определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте
Российской Федерации.
Претендент может быть допущен к аттестации при наличии у него диплома об
экономическом или юридическом (высшем или среднем специальном) образовании,
стаже работы не менее 3 лет из последних 5 в качестве аудитора, специалиста
аудиторской организации, экономиста, ревизора, руководителя предприятия,
научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с лишением
права занятия определенных должностей или работы в определенной области.
Плата за проведение аттестации определена в 20-кратном размере
установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной
оплаты труда.
Успешно сдавшие квалификационные экзамены получают аттестат аудитора
единого образца. Если аудитор в течение 2 лет с момента получения аттестата
не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.
Аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские фирмы могут заниматься
аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее
осуществление.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на основании
соответствующего заявления: а) для аудитора, работающего самостоятельно,—
квалификационного аттестата и копии свидетельства о государственной
регистрации,
б) для аудиторской фирмы — учредительных документов, копии свидетельства
о государственной регистрации, сведений о руководителях аудиторской фирмы,
их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.
Сбор за выдачу лицензии лицам, работающим самостоятельно, без образования
юридического лица, — 30-кратный размер установ-Д ленной законодательством
Российской федерации минимальной месячной оплаты труда, за выдачу лицензий
аудиторским фирмам — 150-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
Лицензии выдаются отдельно на осуществление банковского аудита; аудита
страховых организаций; аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных
институтов; общего аудита (аудита иных экономических субъектов).
Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть
аннулированы выдавшими их органами в случаях: а) обнаружения после
выдачи лицензии факта представления для ее получения аудитором
(учредителями аудиторской фирмы) недостоверных сведений;
б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности,
не предусмотренной выданной ему лицензией;
и) представления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе
аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя)
хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего
наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств,
исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического
субъекта;
е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок
или оказания аудиторских услуг.
Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности
без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой
административное наказание в виде изъятия полученных в результате
незаконной деятельности доходов и штрафа в пределах от 500- до 1000-
кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда.
Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление
аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о
ликвидации указанного юридического лица.
Для кого обязателен аудит.
В объективной информации о финансовом состоянии фирмы непосредственно
заинтересованы:
администрация фирмы; сотрудники фирмы;
поставщики сырья, потребители продукции, а также инвесторы, страхователи;
учредители; кредиторы, банкиры;
государственные органы (налоговая инспекция, органы госстатистики),
руководство различных внебюджетных фондов. Косвенно заинтересованы в
информации: аудиторы, консультанты и эксперты; биржи; юристы;
различные регулирующие органы; пресса и информационные агентства;
ассоциации и союзы торговцев и производителей; профсоюзы и политические
партии; научно-исследовательские организации; социологические службы;
широкая публика.
Интересы пользователей финансовой информацией не всегда совпадают и
существует объективная необходимость в независимой оценке отчетных данных.
Такую оценку и подтверждение должен дать независимый аудитор.
Временными правилами предусмотрены обязательные и инициативные
аудиторские проверки. Первые проводятся в случаях, установленных
нормативными актами Российской Федерации, вторые — по решению
экономического субъекта.
Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению
государственных органов дознания и следствия при
наличии санкции прокурора. Прокурор, суд и арбитражный суд вправе в
соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать
аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении проверки.
"Основные критерии (система показателей) деятельности экономических
субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит
обязательной ежегодной аудиторской проверке», утвержденные постановлением
Правительства Российской федерации 7 декабря 1994 г. № 1355 (в редакции
Постановления Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408), определили круг
предприятий, отчетность которых подлежит обязательной ежегодной аудиторской
проверке. Ей подлежат все экономические субъекты, имеющие организационно-
правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их
участинков (акционеров) и размера уставного капитала.
Аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-пра- . вовую форму, за
исключением формы акционерного общества открытого типа (определено
Временными правилами). Обязательной ежегодной аудиторской проверке
подлежат: банки и другие кредитные учреждения; страховые организации и
общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи;
инвестиционные институты, фонды, холдинговые компании; внебюджетные фонды,
в которые направляются обязательные отчисления юридических и физических
лиц;
благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, образованные
добровольными отчислениями юридических и физических лиц.
Обязательное аудиторское подтверждение достоверности публикуемой
бухгалтерской отчетности предусмотрено Положением о бухгалтерском учете и
отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства
финансов РФ от 26 декабря 1994 г. № 170 с изменениями от 19 декабря 1995 г.
№ 130), статья 82, абзац 2. В соответствии с Федеральным законом «О
бухгалтерском учете» (приложение 1) в составе бухгалтерской отчетности
организации, наряду с бухгалтерским балансом и другими отчетными формами,
предусмотрено аудиторское заключение, подтверждающее достоверность
бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с
федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Закон «О бухгалтерском учете» не отменяет вышеуказанного Положения —оно
действует в части, не противоречащей Закону. Федеральный закон от 26
декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|