Анализ хозяйственной деятельности предприятия
1. АХД как предмет изучения, содержание, предмет и задачи курса.
Развитие и углубление экономического анализа является необходимым
условием стабильной работы ПП-я и позволяет предвидеть хоз и коммерч
ситуацию для достижения конечной цели ПП-я, как правило, получение
максимальной прибыли. Методику анализа целесообразно переориентировать на
исследование таких сторон деят-сти ПП-я, которые приобретают особую
важность в условиях рынка, конкуренция и обострение проблемы выживаемости,
финансовой устойчивости при надежности ПП-я как партнера. В усл рын
экономики приобретут вес методы, направленные на прогнозирование
производственно-хоз деят-сти, на выработку рекомендаций для принятия
продуманных и обоснованных решений.
Одним из новейших направлений в развитии теории и практики учета,
контроля и АХД ПП-я за рубежом является контроллинг, который определен как
концепция информации и управления. Контроллинг как наука связан с
управлением регулирования деятельности, причем не только ПП-я, но и в
более широком понимании - бизнеса.
В наст время контроллинг определяют как систему управления процессом
достижения конечных целей и результатов деят-ти фирмы. В отличие от
ревизии он ориентируется на текущие результаты деят-ти и не связан с
документальной проверкой, необходимостью выхода на места совершения хоз
активов и операций.
В разных странах и фирмах по-разному подходят к системе структурной
организации контроллинга. Так, в США в большинстве случаев котролер - это
комм директор ПП-я, которому подчинены отделы и службы внешнего учета (
фин бухгалтерия), производственной бухгалтерии, ревизии, организации
производства, страхования и, зачастую, информац-вычислит центры.
На наибольших ПП-х с огранич ответственностью главный контролер яв-ся
руководителем фирмы, ее менеджером, основная служба контроллинга - это бух-
ия. Основная задача контролеров заключ-ся в поиске и предложении идей,
позволяющих концерну повысить экон эффект-сть своей хоз деят-ти.
С развитием рын отношений в Украине и спецификой деят-ти малых форм
предпринимательства назрела необходимость в проведении анализа
показателей, характ-их фин деят-сть ПП-я на основе отчетных документов -
баланса и приложений к нему.
2. Пользователи инф-ции об эк состоянии ПП-я.
Сущ-т несколько групп людей, к-е должны или хотят знать инф-ю о деят-
ти ПП-я:
1) Руководство компании: это люди, назначяемые владельцами коипании
для осущ-я оперативного упр-я ее деят-ю. Им необх-ма инф-я о фин сост-и
компании - как о текущем, так о об ожидаемом. Имея такую инф-ю, они
обеспеч-т эфф-е упр-е ПП-м и принимают действенные управленч-е и плановые
реш-я.
2) Акционеры компании, т.е. ее владельцы. Они оценивают, насколько
эфф-но администрация выполняет свои функции. Им необх-мо знать, насколько
прибыльно менеджеры ведут дела компании и сколько прибыли они могут себе
позволить изъять из дела для собст-х нужд.
3) Коммерч партнеры : поставщики, у которых компания приобретает
товары в кредит, и потребители, которые покупают у компании товары и
услуги. Поставщикам необ-мо иметь инф-ию о том, способна ли компания
оплатить свои долги; клиенты должны быть уверены в том, что комп-ия явл-ся
надежным источником поставок и ей не грозит крах.
4) Кредиторы компании: это может быть банк, позволяющий комп-ии иметь
овердрафт и представляющий долгосрочную ссуду. Банку необходимо быть
уверенным в том, что комп-ия сможет выплачивать % и в конечном итоге
погасить ссуду.
5) Налоговое управление: ему необх-мо иметь инф-ию о прибыли комп-ии
для опред-ия сумм налогов, к-ые комп-ия обязана уплатить.
6) Служащие комп-ии: они должны иметь право на инф-ию о фин положении
комп-ии, так как от него зависят и карьера и размер з\п.
7) Фин аналитикии консультанты, кот-ым необ-ма инф-я для их клиентов
и публики. Например, торговцам фондовыми ценностями необ-ма инф-я для
консультирования инвесторов по вопросам приобретрения акций и др ц\б;
агенствам кредитной инф-ии необходимы данные для консультирования
потенциальных поставщиков комп-ии; журналистам - для их читателей и т.д.
8) Общественность имеет законное право на инф-ию о комп-ии, так как
деят-ть последней влияет на членов общ-ва - налогоплательщиков,
потребителей, местных жителей - в вопросах экологии, занятости и т.д.
В большей или меньшей степени учетно-бух-я инф-ия оформл-ся в виде
фин отчетов для удовлетворения информационных потребностей этих групп.
Руководителям ПП-я необходима наиболее полная инф-ия для принятия планово-
управленческих решений - естественно, они имеют особый доступ к инф-ии ПП-
ий, так как одной из их функций яфвл-ся организация подготовки всех
необходимых внутр отчетов.
3. Источники информации о ФХ полож ППя, их стр-ра и назнач-е.
С развитием рын отнош-ий в нашей стране и спецификой деят-ти малых
форм предпринимательства назрела необходимость в проведении анализа
показателей, характ-их фин деят-сть ПП, на основе отчетных документов -
баланса и приложений к нему.
Бух баланс ПП строится по данным бух учета и представляет собой
основн фин отчет ПП-я, характер-ий его фин состояние на опред период
времени (день, декада, месяц). Этот отчет делится на две части, одна из
кот-ых характ-ет опред вид хоз средств - актив, другая - их источники -
пассив (А=П!) .
Осовными статьями актива явл-ся:
1. Устойчивые активы (основной капитал)
. основные фонды (земля, строения,здания, станки и оборудование)
. инвестиции (долгосрочные)
. нематериальные и правовые ценности ( неосязаемые активы)
5. оборотные активы (текущие активы)
. производственные запасы, товары
. расходы буд периодов.
8. Ден средства, расчет др активы
. Ден средства
. Ц\б
. Фактурные задолженности (принимаемые счета)
Противоположностью статьям актива явл-ся статьи пассива, из кот-ых
выделяют следующие:
XII. Собственный капитал (стоимость имущ-ва ПП):
. основной капитал, выделенный учрелителями
. дополнительный капитал
. резервы
. нераспределенная прибыль
XVII. Долгосрочные кредиты
. банковские кредиты
. облигации, долговые обязательства
XX. Текущая задорлженность:
. фактурные обязательства (оплачиваемые счета );
. задолженность по з\п;
. задолженность перед бюджетом и др внебюджетными фондами (выплачиваеьые
налоги);
. вексельные обяз-ва (оплачиваемые векселя);
. кредиторская задолженность;
Текущие обяз-ва охватывают задолженность ПП-я, которая д б погашена,
как правило, в короткий срок, не позднее, чем в течение 12 месяцев.
Отчет фин рез-тов (отчет о прибыли и убытках) показ-ет доходы или
убытки, а также затраты и прибыль, достигнутые ПП-м в теч опред-го
периода (чаще всего года). Как правило, этот расчет имеет ступенчатую
форму, исходным пунктом кот-го явл-ся прибыль, полученная от реализации
товаров, выполненных работ, оказанных услуг - брутто, а заключением -
прибыль-нетто.
Следует отметить, что баланс и учет фин рез-тов показ-ют соотв связь
с ост фин отчетами (отчеты о движении ден наличности, об источнике и исп-
ии фондов). Увеличение или уменьшение прибыли по отношению к прошедшему
периоду, как и вовлечение в деятельность ПП, оказывает существенное
влияние на развитие и дальнейшее упрочнение его фин положения.
7. Расчет и анализ показателей рентабельности.
Рентабельность ПП - его спос-ть приращения вложенного кап-ла.
Показатели рентабельности могут принимать форму брутто, охватывая в
числителе прибыль перед уплатой % и налогообложением или охватывая только
чистую прибыль. Этот второй вариант будет основой дальнейшего
рассмотрения.
1) уровень общей рентабельности = прибыль на единицу имущества,
деленная на активы и умноженная на 100 % ;
2) рентабельность оборота = прибыль на единицу произв-го товара,
деленная на валовую выручку от реал-ии без НДС (оборот) и
умноженная на 100 %
3) число оборота кап-ла = валовая выручка, деленная на активы
Таким образом уровень общей рентабельности равен рентабельности
оборота, умноженной на число оборотов кап-ла (25-30 % у нас, 7 % в
кап странах).
Уровень общей рентабельности характеризует, сколько прибыли комп-ия
получает на единицу своего имущ-ва.
Другие показатели рентабельности:
1) рентабильность активов = прибыль в распоряжении ПП (Ф N 2),
деленная на среднюю величину активов (расчетную) и умноженная на
100 %
2) текущие активы:
. товарно-мат запасы
. дебеторская задолженность
. ден средства и краткоср ц\б
Рентабельность текущих активов = прибыль в распоряжении ПП (Ф N 2),
деленная на среднюю величину текущих расчетов (расчетну), умноженная на
100 %
3) Рентабельность инвестиций = прибыль чистая, деленная на
(собственный капитал + долгосрочные обязательства), умноженная на 100 % =
прибыль в распоряжении ПП-я (Ф N2), деленная на (валюта баланса минус
краткосрочные обязат-ва), умноженная на 100 %
Показатель отражает эффективность использования средств,
инвестируемых в комп-ию. Уровень инв-ций - 30-40%
4) Рентабельность инвестир-го кап-ла = прибыль до уплаты налогов и %
, деленная на (собственный капитал + заемный капитал), умноженная на 100 %
5) Рентабельность продаж (реализованной прод-ции) = чистая прибыль /
объем продаж, умножить на 100% = (прибыль в распоряжении ПП (формула № 2)
/ выручка от реализации (ф.№2)) умножить на 100%.
Этот показатель показывает, какую прибыль имеет ПП с каждой денежной
единицы реализации; конкурентноспособность своего товара примерно равна -
5-10%.
6) Рентабельность собственного капитала = прибыль после выплаты % /
собственный капитал, умножить на 100% = чистая прибыль / собственный
капитал, умножить на 100 %.
Рентабельность собственного капитала указывает на величину прибыли,
полученную с каждой денежной единицы, влложенной в ПП.
Рентабельность собственного капитала = прибыль в распоряжении ПП
(ф.№2) / источники собственных средств (1-й раздел пассива), умножить на
100%.
7) Рентабельность собственных средств = (1 — ставка налога / 100)
умножить на общую рентабельность + плечо рычага.
8) Эффект рычага (плечо рычага) = (1 — ставка налога / 100) умножить
на (ОР — ССП) умножить на (заемные средства / собственные средства), где
ОР — уровень общей рентабельности; рентабельность активов
ССП — средняя ставка % за пользование заемных средств
Нормальная рентабельность собственных средств — 25-- 40%. Хорошо,
когда рентабельность собственных средств больше экономической
рентабельности.
8. Расчет и анализ показателей доходности
1)Кэфф. покрытия товара = величина покрытия / валовая выручка,
умножить на 100%, где величина покрытия товара составляет сумму тех
средств, часть которых идет на покрытие постоянных издержек, а другая — в
прибыль.
Средняя величина покрытия товара = цена реализации единицы товара —
величина средних переменных издержек на единицу продукции.
Коэфф покрытия товара отражает, какую долю валовой выручки занимают
валовые издержки и выручки (эк смысл).
Понижение этого показателя может определяться след причинами:
- понижение цены реализации;
- увеличение средних переменных издержек;
- ухудшение структуры сбыта, т.е. снижение акцента при реализации
товара с относительно высоким коэфф покрытия в пользу товаров с
относительно низким коэфф покрытия.
2) Бесприбыльный оборот = постоянные издержки / коэфф покрытия,
умножить на 100%.
Показываеьт тот уровень оборота, при котором ПП не будет иметь
прибыль, т.е. если постоянные издержки равны переменным. Бесприбыльный
оборот соответствует такому объему реализации, при котором величина
Страницы: 1, 2, 3
|