. исследование причин отклонения от планов;
. изучение структуры и динамики затрат по элементам затрат и
калькуляционным статьям;
. выделение резервов снижения себестоимости и их сводный подсчет;
Для анализа себестоимости продукции пользуются в первую очередь
данными бухгалтерской отчетности (Отчет о затратах на производство
продукции, работ и услуг).
Себестоимость промышленной продукции анализируется в следующей
последовательности:
. оценка выполнения плана по обобщающим показателям и их динамики;
. измерение факторов изменения показателей и отдельных статей затрат;
. выявление резервов их снижения.
Первым этапом анализа себестоимости продукции является анализ общей
суммы затрат на производство товарной продукции.
Анализ затрат по экономическим элементам позволяет контролировать
формирование, структуру и динамику затрат по видам характеризующим их
экономическое содержание. С помощью данного анализа намечают главные
направления резервов снижения себестоимости в зависимости от
материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства.
Анализ по статьям проводится сравнением фактических затрат с
плановыми, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент продукции.
Такой анализ способствует выявлению степени важности отдельных элементов
затрат в формировании себестоимости продукции, а также рассмотрению сдвигов
в структуре затрат, их динамики.
1. Анализ себестоимости по элементам затрат
Анализ себестоимости по элементам затрат позволяет осуществлять контроль за
формированием, структурой и динамикой затрат по видам, характеризующим их
экономическое содержание. Для этого воспользуемся таблицей №14.
Таблица 14
Динамика и структура затрат на производство продукции
|Элементы затрат |1999 |2000 |2001 |
| |всего, |в%к |всего, |в%к |всего, |в%к |
| |тыс.р. |итогу |тыс.р. |итогу |тыс.р. |итогу |
|Сырье и основные |951 |69 |1152 |72 |1118 |74 |
|материалы за | | | | | | |
|вычетом отходов | | | | | | |
|Работы и услуги |72 |5 |79 |5 |75 |5 |
|строн.орг-й | | | | | | |
|Топливо |122 |9 |96 |6 |84 |6 |
|Энергия |76 |6 |87 |6 |78 |5 |
|ИТОГО |1221 |89 |1414 |89 |1355 |90 |
|материальных | | | | | | |
|затрат | | | | | | |
|Заработная плата |98 |7 |115 |7 |101 |7 |
|основная и | | | | | | |
|дополнительная | | | | | | |
|Отчисления на |35 |3 |41 |3 |36 |2 |
|социальные нужды | | | | | | |
|Амортизация |6 |0 |4 |0 |3 |0 |
|основных средств | | | | | | |
|Прочие расходы |17 |1 |15 |1 |10 |1 |
|ВСЕГО ЗАТРАТ |1377 |100 |1589 |100 |1505 |100 |
Данные табл. 14 свидетельствуют, что абсолютная сумма затрат
увеличивается с 1999 по 2000 год, а в 2001 году падает, это связано с
колебанием объемов производства продукции.
Как видно из таблицы 11 затраты на производство продукции в 2000г.
больше затрат 1999 г. на 15%. Существенных же изменений в структуре затрат
не произошло. Снизилась на сумма амортизации ОФ из-за снижения их
балансовой стоимости в результате выбытия.
7.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции
Затраты на рубль товарной продукции- важный обобщающий показатель
себестоимости продукции. Он может рассчитываться в любой отрасли
производства и наглядно показывать прямую связь между себестоимостью и
прибылью. Этот показатель исчисляется как отношение полной себестоимости
товарной продукции к стоимости произведенной товарной продукции в
действующих ценах.
Чтобы проследить влияние себестоимости на объем выпускаемой продукции
следует рассчитать затраты на 1 рубль товарной продукции. Они представляют
собой показатель, характеризующий уровень себестоимости товарной продукции,
а также ее рентабельность. Преимущества этого показателя в том, что он
охватывает всю товарную продукцию, обеспечивая увязку себестоимости с ее
рентабельностью и рассмотрение динамики этих показателей за ряд лет
Таблица 15
Расчет затрат на рубль товарной продукции
| |2000 |2001 | |
|Показатель |тыс. руб |тыс.руб |Изменение |
| | | |тыс.руб |
|Объем выпуска ТП |1647 |1601 |-46 |
|Себестоимость ТП |1589 |1505 |-84 |
|Затраты на 1 руб.ТП |0,964 |0,94 |-0,024 |
Из таблицы видно, что объем выпуска ТП в 2001 г. уменьшился по сравнению с
2000 г. на 46 тыс.руб. Полная себестоимость упала на 84 тыс.руб.
Затраты на 1 рубль товарной продукции 2001 года по сравнению с 2000 годом
относительно стабильны.
По сравнению с 2001 годом затраты на рубль товарной продукции
сократились; за последний год затраты вновь возросли за счет сырья и
материалов и прочих расходов (услуги сторонних организаций, налоги
относимые на себестоимость продукции).
По затратам на 1 рубль товарной продукции можно определить показатель
уровня рентабельности выпущенной продукции. Разность между рублем и
затратами показывает ожидаемую прибыль (убыток), а отношение этой разности
к затратам показывает уровень рентабельности выпущенной продукции.
Для того, чтобы снизить затраты на рубль товарной продукции,
необходимо повысить объем выпуска.
Анализ материальных затрат по калькуляциям проводится для изделий с
низкой рентабельностью и изделий, где фактическая себестоимость выше
плановой.
На предприятии ООО"ТИСТ" строго соблюдается нормирование материальных
затрат, поэтому следует говорить не о натуральных показателях, а о
стоимостных, так как плановая сумма затрат будет ниже фактической. Именно
эта разница и является отклонением фактической себестоимости от плановой.
Основными резервами снижения себестоимости продукции являются:
* повышение уровня производительности труда и как результат увеличение
производства продукции. При увеличении объема производства продукции
возрастают лишь переменные затраты (прямая заработная плата рабочих, прямые
материальные расходы и другие), сумма же постоянных расходов не изменится,
в результате снижается себестоимость изделий;
* экономное использование сырья, материалов, электроэнергии, топлива,
оборудования, сокращение непроизводственных расходов и так далее
Резервы сокращения затрат выявляются по каждой статье расходов за счет
конкретных организационно-технических мероприятий, которые будут
способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и
другие.
8. Анализ финансового состояния предприятия
Главная цель анализа - своевременно выявлять и удалять недостатки в
финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния
предприятия и его платежеспособности.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой
полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и
выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем
устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения
прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере
бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами
отводится экономическому анализу, основными задачами которого являются:
• систематический контроль за формированием финансовых результатов;
• определение влияния как объективных, так субъективных факторов на
финансовые результаты;
• выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности
и прогнозирование их величины;
• оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения
прибыли и рентабельности;
• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Основные источники информации для анализа: данные аналитического
бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках»
(форма № 2), «Отчет о движении капитала» (форма № 3), а также
соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
8.1 Анализ прибыли ООО «ТИСТ»
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: валовая
прибыль; прибыль от реализации продукции, товаров, услуг; балансовая
прибыль; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль; нераспределенная
прибыль. Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 12.1.
Валовая прибыль (маржинальная прибыль) - это разность между выручкой
(нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Прибыль от реализации продукции представляет собой разность между
суммой валовой прибыли и постоянными расходами отчетного периода.
Балансовая (общая) прибыль включает финансовые результаты от
реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и
инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы.
Налогооблагаемая прибыль — это разность между балансовой прибылью и
суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от
долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу
на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое
периодически пересматривается.
Чистая прибыль — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после
уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные
фонды.
Нераспределенная прибыль — это чистая прибыль за минусом ее
использованной суммы на накопление и потребление.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее
структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (табл. 16). При
изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения
ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста
цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по
реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен
на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Таблица 16 Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли
|Показатели |1999 |2000 |2001 |2000 к |2001 к |2001 к |
| | | | |1999 |1999 |2000 |
|Выручка (нетто) от | | | | | | |
|реализации товаров |4588,1 |6229,4 |5190 |135,8 |113,1 |83,3 |
|Себестоимость | | | | | | |
|реализованной | | | | | | |
|продукции |3791,9 |4912,9 |3878,4 |129,6 |102,3 |78,9 |
|Валовый доход |796,2 |1316,5 |1311,6 |165,3 |164,7 |99,6 |
|Расходы периода | | | | | | |
|(коммер-е, управл-е) |607,6 |1001,7 |873,3 |164,9 |143,7 |87,2 |
|Прибыль от реализации |188,6 |314,8 |438,3 |166,9 |232,4 |139,2 |
|С-до опер. результатов|-75,3 |-78,9 |-13,6 |104,8 |18,1 |17,2 |
|Прибыль от фин-хоз. | | | | | | |
|деятельности |113,3 |235,9 |424,7 |208,2 |374,8 |180 |
|С-до внереал. | | | | | | |
|результатов |- |-116,4 |- |0 |0 |0 |
|Прибыль отчетного года|113,3 |119,5 |424,7 |105,5 |374,8 |355,4 |
|Прибыль, остающаяся в | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|