Анализ производства и реализации продукции
Министерство Образования Российской Федерации
Оренбургский Государственный Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: Технико-экономический анализ деятельности предприятия
тема: Анализ производства и реализации продукции
Выполнил студент Биккинин Р.Т.
Специальность ЭиУ
Курс 2
Группа ЭС2-3
Шифр студента 98-Э-250
К защите допускаю
Руководитель Альтуфева
________________
подпись
________________
дата
Оценка при защите_____________
Подпись___________дата________
Уфа – 2000 г.
Содержание
Введение 3
1 Задачи и информационное обеспечение анализа 4
2 Анализ динамики и выполнения плана производства
и реализации продукции 5
3 Анализ ассортимента и структуры продукции 10
4 Анализ качества произведенной продукции 15
5 Анализ ритмичности работы предприятия 19
6 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска
и реализации продукции 21
Список литературы 28
Введение.
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения
эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на
основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм
хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности,
активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу
деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается
стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и
управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением,
выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются
результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен
хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой
системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного,
своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной
деятельности.
Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа
хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства и реализации
продукции.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми
показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и
неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства
продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не
производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж
является основой разработки производственной программы. Предприятие должно
производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально
реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее
качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и
рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное
значение на любом предприятии, в том числе и на предприятиях пищевой
промышленности.
1. ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА
К основным задачам анализа производства и реализации продукции относятся:
> оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации
продукции;
> определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
> выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации
продукции;
> разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции
служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-
п (годовая) "Отчет по продукции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная
отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных
видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность
промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф.№ 2 "Отчет о
прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка
и реализация" и др.
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Объем производства и реализации промышленной продукции может
выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных
измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с
помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства
служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и
выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в
сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают
остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему
составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если
нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции
покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых,
плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель
приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является
связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается
продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и
натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки,
метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и
реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для
обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на
консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных
банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной
промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов
их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов
выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного
производства не представляется возможным использовать натуральные или
условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции,
расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
|Год |Объем |Темпы роста, % |Объем реализации,|Темпы роста, % |
| |производства | |млн. руб. | |
| |продукции, млн| | | |
| |руб. | | | |
| | |базисные|цепные | |базисные|цепные |
|ххх1|90000 |100 |100 |89500 |100 |100 |
|ххх2|92400 95800 |102,7 |102,7 |92600 |103,4 |103,4 |
|хххЗ| |106,4 |103,6 |94300 | | |
| | | | | |105,4 |101,8 |
|ххх4|94 100 |104,5 |98,2 |93500 |104,4 |99,2 |
|ххх5|100800 |112 |107,1 |96600 |107,9 |103,0 |
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12 %, а
объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста
производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы
роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что
свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах
предприятия и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно
рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции
составляет 2,87 %, а реализации продукции - 1,92 %.
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции
можно изобразить графически (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Динамика производства и реализации продукции
за период с ххх1 по ххх5 год
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за
отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в
табл. 18.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой
продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации - только на 1,42 %. Это
свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Таблица 2.2
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции
предприятием______________ за 19_ год
|Изделие |Объем производства продукции, |Реализация продукции, млн. руб. |
| |млн. руб. | |
| |план |факт |+,- |% к |план |факт |+,- |% к |
| | | | |плану | | | |плану |
|А |28800 |25200 |-3600 |-12,5 |28500 |24250 |-4250 |-14,9 |
|B |33600 |33264 |-336 |-1,0 |33600 |31800 |-1800 |-5,35 |
|C |19200 |22176 |+2976 |+15,5 |18900 |21350 |+2450 |+13,0 |
|D |14400 |20160 |+5760 |+40,0 |14250 |19200 |+4950 |+34,7 |
|И т.д. | | | | | | | | |
|Итого |96000 |100800 |+4800 |+5,0 |952500 |96600 |+1350 |+1,42 |
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на
основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о
выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день,
нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл.
2.3).
Таблица 2.3
Оперативный анализ выполнения плана
по выпуску и отгрузке продукции, млн. руб.
| |План |02.01.19__г. |03.01|
|Вид |на |на |План с |Фактический |Отклоне| |
|продукции |сутки |месяц |начала |Объем |ние от | |
| | | |месяца | |плана |и |
| | | | | | |т.д. |
| | | | |за сутки|с начала| | |
| | | | | | | | |
| | | | | |месяца | | |
|Изделие А: | | | | | | | |
|выпуск |80 |1600 |80 |82 |82 |+2 | |
|отгрузка |82 |1640 |82 |78 |78 |-4 | |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|