реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Шпора: Шпаргалки по биологии

реферат

ими, создают из них вещества, свойственные организму. Органи­ческие вещества

организмы испо­льзуют в процессе дыхания, при этом в окружающую среду

выделя­ется углекислый газ. Расщепление мертвых остатков микроорганиз­мами

сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа. Так происходит

круговорот углерода. В аквариуме масса пищи, а зна­чит, и содержание углерода

не со­ответствует правилу экологиче­ской пирамиды (масса растений должна в

1000 раз превышать мас­су животных), поэтому рыб прихо­дится подкармливать.

Билет № 10

1. Фотосинтез – вид пластического обмена, который происходит в клетках

растений и некоторых автотрофных бактерий. Фотосинтез — процесс образования

органических веществ из углекис­лого газа и воды, идущий в хлоропластах с

использованием солнеч­ной энергии. Суммарное уравне­ние фотосинтеза:

6СО2 + 6 Н2О→(энергия света) С6Н12О6 + 6О2

Значение фотосинтеза — об­разование органических веществ и запасание

солнечной энергии, необходимой всем организмам, обогащение атмосферы

кислоро­дом. Зависимость жизни всех орга­низмов от фотосинтеза.

Хлоропласты — расположен­ные в цитоплазме органоиды, в ко­торых происходит

фотосинтез. Их отделение от цитоплазмы двумя мембранами. Образование гран —

многочисленных выростов на внутренней мембране, в которые встроены молекулы

хлорофилла и ферментов.

Хлорофилл — высокоактив­ное вещество, зеленый пигмент, способный поглощать и

использо­вать энергию солнечного света на синтез органических веществ из

неорганических. Зависимость ак­тивности хлорофилла от включе­ния его в

структуры хлоропласта.

Фотосинтез — сложный про­цесс, в котором выделяют свето­вую и темновую фазы.

Световая фаза фотосинтеза:

1) поглощение на свету хлоро­филлом энергии солнечного света и ее

преобразование в энергию хи­мических связей (синтез молекул АТФ);

2) расщепление молекул воды на протоны и атомы кислорода;

3) образование из атомов моле­кулярного кислорода и выделение его в атмосферу;

4) восстановление протонов элек­тронами и превращение их в атомы водорода.

Темновая фаза фотосинтеза — ряд последовательных реакций синтеза углеводов:

восстановление углекислого газа водородом, который образовался в световую

фазу при расщеплении молекул воды. Использование запасенной в световую фазу

энергии молекул АТФ на синтез углеводов.

2. Ч. Дарвин о месте человека в системе органического мира как о наиболее

высокоорганизованном звене в эволюции, об общих далеких предках человека и

человекообразных обезьян.

Сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства происхождения

человека от млекопитающих животных. Доказательства принадлежности человека к

классу млекопитающих: 1) сходство всех систем органов, внутриутробное

развитие, наличие диафрагмы, млечных желез, 3х видов зубов; 2) рудиментарные

- органы (копчик, аппендикс, остатки третьего века); 3) атавизмы — проявление

у людей признаков далеких предков (многососковость, сильно развитый волосяной

ров); 4) развитие человека и млекопитающих животных из оплодотворенной

яйцеклетки, сходство стадий зародышевого развития (закладка жаберных щелей и

сильное развитие хвостового отдела до трехмесячного возраста, мозг зародыша в

месячном возрасте на­поминает мозг рыб).

Сходство человека и челове­кообразных обезьян: 1) у обезьян также развита

высшая нервная деятельность, есть память. Они ухаживают за детьми, проявляют

чувства (радость, гнев), использу­ют простейшие орудия труда; 2) сходное

строение всех систем ор­ганов, хромосомного аппарата, групп крови, общие

болезни, пара­зиты.

Сходство строения, жизнеде­ятельности, поведения человека и человекообразных

обезьян — дока­зательства их родства, происхож­дения от общих предков.

Призна­ки различий (присущие человеку мышление, речь, прямохождение,

высокоразвитая трудовая деятель­ность) — доказательства дальней­шего развития

человека и челове­кообразных обезьян в разных на­правлениях.

3. Надо исходить из того, что орга­низмы тесно связаны со средой. Так,

растения в процессе фотосин­теза поглощают углекислый газ и воду, а выделяют

кислород. Он расходуется при дыхании и гние­нии. Аквариум — искусственная

экосистема с незамкнутым круго­воротом веществ, расход кислоро­да в процессе

дыхания и гниения превышает его пополнение за счет фотосинтеза. Вода в

аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый гае.

Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воздух.

Билет № 11

1. Деление клеток — основа роста и размножения организмов, передачи

наследственной инфор­мации от материнского организма (клетки) к дочернему,

что обеспе­чивает их сходство. Деление кле­ток образовательной ткани —

при­чина роста корня и побега верхуш­ками.

Ядро и расположенные в них хромосомы с генами — носи­тели наследственной

информации о признаках клетки и организма. Число, форма и размеры хромо­сом,

набор хромосом — генетиче­ский критерий вида. Роль деления клетки в

обеспечении постоянства числа, формы и размера хромосом. Наличие в клетках

тела диплоидного (46 у человека), а в поло­вых — гаплоидного (23) набора

хромосом. Состав хромосомы. — комплекс одной молекулы ДНК с белками.

Жизненный цикл клетки: интерфаза (период подготовки клетки к делению) и митоз

(деле­ние).

1) Интерфаза — хромосомы деспирализованы (раскручены). В ин­терфазе

происходит синтез белков, липидов, углеводов, АТФ, самоуд­воение молекул ДНК

и образова­ние в каждой хромосоме двух хроматид;

2) фазы митоза (профаза, метафаза, анафаза, телофаза) — ряд по­следовательных

изменений в клет­ке: а) спирализация хромосом, растворение ядерной оболочки и

ядрышка; б) формирование верете­на деления, расположение хромо­сом в центре

клетки, присоедине­ние к ним нитей веретена деления; в) расхождение хроматид

к проти­воположным полюсам клетки (они становятся хромосомами); г)

формирование клеточной пере­городки, деление цитоплазмы и ее органоидов,

образование ядерной оболочки, появление двух клеток из одной с одинаковым

набором хромосом (по 46 в материнской и дочерних клетках человека).

Значение митоза — образо­вание из материнской двух дочер­них клеток с таким

же набором хромосом, равномерное распреде­ление между дочерними клетками

генетической информации.

2. Антропогенез — длитель­ный исторический процесс станов­ления человека,

который происхо­дит под влиянием биологических и социальных факторов.

Сходство-с млекопитающими – доказательство его происхождения от животных.

Биологические факторы эво­люции человека — наследствен­ная изменчивость,

борьба за су­ществование, естественный отбор. 1) Появление у предков человека

S-образного позвоночника, сводча­той стопы, расширенного таза, прочного

крестца — наследствен­ные изменения, которые способст­вовали прямохождению;

2) изме­нения передних конечностей — противопоставление большого па­льца

остальным пальцам — фор­мирование руки. Усложнение строения и функций

головного мозга, позвоночника, руки, гортани — основа формирования трудовой

деятельности, развития речи, мышления.

Социальные факторы эволюции — труд, развитое сознание, мышление, речь,

общественный образ жизни. Социальные факторы — основное отличие движущих

антропогенеза от движущих эволюции органического мира.

Главный признак трудовой деятельности человека — способность изготавливать

орудия труда. Труд — важнейший фактор эволюции человека, его роль в

закреплении морфологических и физиологических изменений у предков человека.

Ведущая роль биологических факторов на ранних этапах эволюцни человека.

Ослабление роли на современном этапе развития общества, человека и

возрастание значения социальных факторов.

Стадии эволюции человека: древнейшие, древние, первые современные люди.

Ранние стадии эволюции — австралопитеки, чер­ты их сходства с человеком и

чело­векообразными обезьянами (стро­ение черепа, зубов, таза). Находки

остатков человека умелого, его сходство с австралопитеками.

Древнейшие люди — пите­кантроп, синантроп, развитие у них лобных и височных

долей мозга, связанных с речью, — до­казательство ее зарождения. Находки

примитивных орудий труда — доказательство зачатков трудовой деятельности.

Черты обе­зьян в строении черепа, лицевого отдела, позвоночника древнейших

людей.

Древние люди — неандерта­льцы, их большее сходство с чело­веком по сравнению

с древнейши­ми людьми (больший объем мозга, наличие слаборазвитого

подборо­дочного выступа), использование более сложных орудий труда, ог­ня,

коллективная охота.

Первые современные лю­ди — кроманьонцы, их сходство с современным человеком.

Наход­ки разнообразных орудий труда, наскальных рисунков — свидете­льство

высокого уровня их раз­вития.

3. Надо исходить из того, что каж­дый сорт имеет свой генотип. Зна­чит, один

сорт отличается от дру­гого и по фенотипу (длина колоса, число колосков и

зерновок в них, окраска, остистость или ее отсутст­вие). Причины различий по

фенотипу: различия в генотипе, в условиях выращивания, вызывающих

модификационные изменения.

Билет № 12.

1. Гаметы — половые клетки, участие их в оплодотворении, об­разовании зиготы

(первая клетка нового организма). Результат оп­лодотворения — удвоение числа

хромосом, восстановление их диплоидного набора в зиготе. Особен­ности гамет —

одинарный, гаплоидный набор хромосом по срав­нению с диплоидным набором

хромосом в клетках тела.

Этапы развития половых клеток: 1) увеличение путем мито­за числа первичных

половых кле­ток с диплоидным набором хромо­сом; 2) рост первичных половых

клеток; 3) созревание половых клеток.

Мейоз — особый вид деления первичных половых клеток, в ре­зультате которого

образуются га­меты с гаплоидным. набором хро­мосом. Мейоз — два

последовательных деления первичной половой клетки и одна интерфаза перед

первым делением.

Интерфаза — период актив­ной жизнедеятельности клетки, синтеза белка,

липидов, углево­дов, АТФ, удвоения молекул ДНК и образования двух хроматид из

каждой хромосомы.

Первое деление мейоза, его особенности: конъюгация гомологичных хромосом и

возможный об­мен участками хромосом, расхож­дение в каждую клетку по одной

гомологичной хромосоме, умень­шение их числа вдвое в двух обра­зовавшихся

гаплоидных клетках.

Второе деление мейоза — отсутствие интерфазы перед деле­нием, расхождение в

дочерние клетки гомологичных хроматид, образование половых клеток с

гаплоидным набором хромосом. Резу­льтаты мейоза: образование в се­менниках

(или других органах) из одной первичной половой клетки четырех

сперматозоидов, в яични­ках из одной первичной половой клетки одной

яйцеклетки (три мелкие клетки при этом поги­бают).

2. Важный признак вида — расселение его группами, популя­циями в пределах

ареала. Попу­ляция — совокупность свободно скрещивающихся особей вида,

ко­торые длительное время существу­ют относительно обособленно от других

популяций на определенной части ареала.

Факторы, способствующие объединению особей в популяции, - свободное

скрещивание (взаимоотношения полов), выращивание потомства (генетические

связи), совместная защита от вра­гов, типы взаимоотношений орга­низмов разных

видов: хищник— жертва, хозяин—паразит, симби­оз, конкуренция.

Популяция — структурная единица вида, характеризуется оп­ределенной

численностью особей, ее изменениями, общностью зани­маемой территории,

определенным соотношением возрастного и поло­вого состава. Изменение

численно­сти популяций в определенных пре­делах, сокращение ее ниже

до­пустимого предела — причина возможной гибели популяции.

Изменение численности по­пуляций по сезонам и годам (мас­совое размножение в

отдельные го­ды насекомых, грызунов). Устой­чивость численности популяций,

особи которых имеют большую продолжительность жизни и низ­кую плодовитость.

Причины колебания числен­ности популяций: изменение ко­личества пищи,

погодных усло­вий, экстремальные условия (на­воднения, пожары и пр.). Резкое

изменение численности под влия­нием случайных факторов, превы­шение

смертности над рождаемо­стью — возможные причины гибе­ли популяции.

Саморегуляцня численности популяции. Вслед за возрастанием численности одних

видов появ­ляются факторы, вызывающие ее ограничение. Так, возрастание

чи­сленности растительноядных жи­вотных сопровождается увеличени­ем

численности хищников, паразитов. Вследствие этого происходит снижение

численности растительноядных животных, а затем и чис­ленности хищников. Таков

меха­низм саморегуляции численности всех популяций, сохранения ее на

определенном уровне.

3. Для составления вариационного ряда надо определить размеры, массу семян

фасоли (или листьев) и расположить их в порядке увели­чения размеров, массы.

Для этого надо измерить длину или взвесить объекты и записать данные в

по­рядке их увеличения. Под цифра­ми записать число семян каждого варианта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.