реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реферат: Изучение элементов сознания у животных

реферат

Реферат: Изучение элементов сознания у животных

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ВОЛГОГРАДСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Кафедра математических и естественно-научных дисциплин

Контрольная работа

по дисциплине:

«Зоопсихология»

на тему:

«Изучение элементов сознания у животных»

Выполнила: студентка

группы П4-04

Гольмакова Т. В.

Волгоград 2005

Содержание

  1. Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных
  2. Изучение проблемы сознания у животных

Список использованной литературы

  1. Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных

Установленные Павловым и его школой закономерности высшей нервной

деятельности, лежащие в основе поведения человека и животных, явились

крупнейшим событием в изучении физиологии нервной системы в первой половине

ХХ в.

Широко распространено мнение о том, что И. П. Павлов отрицательно относился к

гипотезе о наличии у животных более сложных форм высшей нервной деятельности,

чем условный рефлекс. Действительно, в процессе работы на собаках, он не

допускал ни малейшей мысли о том, что в поведении этих животных в

экспериментальной камере могут присутствовать какие-либо элементы помимо

безусловных и условных рефлексов. Так, например, известно, что он даже

штрафовал своих сотрудников за высказывания типа: " собака подумала" или

"собака решила". Первая реакция И.П. Павлова на работы В. Келера и Р. Йеркса о

способности шимпанзе к "инсайту" как проявлению разумного решения была резко

отрицательной. Он обвинил этих авторов "...во вредной. тенденции отступления от

истины", и это его высказывание до сих пор периодически цитируется многими

авторами. Позднее он писал: "Келеру... нужно было доказать, что обезьяны

разумны и приближаются по разумности к человеку, - не то что собаки", тогда как

поведение шимпанзе есть не что иное, как "...ряд ассоциаций, которые частью уже

получены в прошлом, частью на ваших глазах сейчас образуются и получаются"

[1]

Чтобы опровергнуть выводы В. Келера и доказать, что в поведении даже высших

обезьян нет ничего, выходящего за рамки условнорефлекторных механизмов,

Павлов приступил к собственным экспериментам. Так, в 1933 г. в его

лаборатории появились шимпанзе Роза и Рафаэль. Сотрудники лаборатории П.К.

Денисов, а позднее Э.Г. Вацуро и М.П. Штодин, работая с этими животными,

сначала повторили опыты В. Келера, а затем провели и собственные оригинальные

исследования. Результаты этих экспериментов оказались достаточно неожиданными

для И.П. Павлова, сильно расширили его представления о поведении

человекообразных обезьян и позволили ему сделать выводы о возможности наличии

у животных более высокого уровня интегративной деятельности мозга, чем

условный рефлекс.

Разбирая опыты с Рафаэлем на лабораторном семинаре (вошедшем в историю науки

под названием Павловских Сред), Павлов отмечал способность этой обезьяны

оперировать "массой свойств и отношений между явлениями". Он считал, что в

этих опытах можно наблюдать "...случаи образования знания, улавливания

нормальной связи вещей", и называл это "зачатками конкретного мышления,

которым мы орудуем" (Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1949. С. 17.

Заседание 13.11.1935). Необходимо обратить внимание на то, что Павлов не

отождествлял эти "зачатки конкретного мышления" с условными рефлексами: "А

когда обезьяна строит вышку, чтобы достать плод, это условным рефлексом не

назовешь..." Анализируя поведение обезьян, Павлов отмечал, что "...когда

обезьяна пробует и то, и другое, это и есть мышление в действии, которое вы

видите собственными глазами" (Там же. С. 430).

Однако, к большому сожалению, большая часть учеников И. П. Павлова не оценила

и не поддержала тех радикальных изменений, которым подверглись на основе

проведенных опытов взгляды их учителя. Более того, было приложено немало сил,

чтобы представить самые сложные формы поведения антропоидов всего лишь цепями

и сочетаниями условных рефлексов. Даже уже в 70-е гг. ХХ столетия попытки Л.

В. Крушинского привлечь внимание научной общественности к этой стороне

павловского наследия не вызвали должного понимания у представителей данной

школы.

После смерти И.П. Павлова, последовавшей в 1936 г., работы на

человекообразных обезьянах продолжились под руководством Л.А. Орбели, одного

из наиболее выдающихся его учеников. Однако настоящее развитие идеи И.П.

Павлова о "зачатках конкретного мышления" у животных получили лишь во второй

половине XX в. в работах ученика Л.А. Орбели, ленинградского физиолога Л. А.

Фирсова, а также в работах Л. В. Крушинского в МГУ.

2. Изучение проблемы сознания у животных

Начиная с самых ранних этапов развития науки о поведении, многие ученые с

уверенностью говорили о наличии у животных элементов разума. Как уже

упоминалось, первоначально понятие "разум" использовали главным образом как

альтернативу понятию "инстинкт". Им обозначали любые индивидуальные формы

приспособительного поведения, в подавляющем большинстве случаев связанные с

обучением.

В четкой форме предположение о наличии у животных зачатков разума впервые

высказал Ч. Дарвин, считавший, что, наряду с инстинктами и ассоциациями, они

обладают и "способностью к рассуждению". Обсуждая этот вопрос в

"Происхождении человека", он подчеркивал, что "разница между психикой

человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница

в степени, а не в качестве".

Гипотеза о наличии у животных элементов мышления имела для Дарвина

принципиальное значение, в связи с решением вопроса о происхождении человека.

Однако с момента своего появления она вызывала серьезные возражения и до сих

пор не получила окончательного признания у физиологов и психологов, и, в

особенности, у философов. Одна из причин этого - опасение быть обвиненными в

антропоморфизме, другая причина - догматическая убежденность в уникальности

высших психических функций человека. В связи с этим исследования проблемы

мышления животных всегда были не столь многочисленными, как анализ других

форм поведения.

Весьма определенно по вопросу эволюции поведения и рассудочной деятельности

животных и человека высказался А.Н. Северцов в своей книге "Эволюция и психика"

(1922). Его основное положение сводится к тому, что у животных помимо

инстинктов и простых условных рефлексов существует тип поведения, который может

быть охарактеризован как разумный. Северцов считал, что данный тип поведения

прогрессивно развивается в эволюционном ряду и является важнейшим фактором

эволюционного процесса[2].

В начале ХХ в. Э. Торндайк, считавший способность к обучению показателем

интеллекта, разработал свой знаменитый "метод проблемных ящиков". Идея этого

метода была подсказана ему Ллойдом-Морганом, который видел, как его собака

открывала задвижку калитки, и расценил это как проявление интеллекта.

Наблюдая за решением подобных задач в условиях эксперимента, Торндайк пришел

к выводу, что интеллект животных позволяет им действовать только путем проб и

ошибок и постепенно обучаться правильной реакции, поэтому в его монографии

"Animal intelligence" (1911) говорилось только об этой стороне интеллекта

животных, но не о собственно зачатках мышления. Тем не менее это было первое

систематическое экспериментальное исследование высших психических функций

животных в контролируемых лабораторных условиях.

На основе экспериментов по обучению крыс в разных типах лабиринтов

американский психолог Э. Толмен (1886-1959) пришел к выводу, что схема

бихевиористов "стимул-реакция" оказывается недостаточной для описания

поведения в целом, поскольку она сводит все его многообразие к совокупности

элементарных ответов на стимулы. Для объяснения результатов своих

экспериментов он выдвинул представление о том, что, находясь в лабиринте,

животное обучается выявлять смысловые связи между элементами среды, которые

он называл стимулами. Так, в разных типах экспериментов по обучению крыс

Толмен показал, что животные усваивают информацию об общих характеристиках

экспериментальной камеры или лабиринта, хотя сначала это никак не сказывается

на поведении. В процессе обучения животное приобретает знания (соgnition) обо

всех деталях ситуации, сохраняет их в форме внутренних представлений и может

использовать в нужные моменты. У животного формируется некая "когнитивная

карта", или "мысленный план", всех характеристик лабиринта, а затем по нему

оно строит свое поведение. "Мысленный план" может создаваться и в отсутствие

подкрепления.

Придерживаясь в целом бихевиористской схемы "стимул-реакция" для объяснения

результатов своих опытов, Э. Толмен пришел к выводу, что связи между стимулами

и поведенческими реакциями являются не прямыми, а опосредованными. Их изменяют,

модифицируют так называемые "промежуточные переменные", которые "вклиниваются"

между стимулом и ответной реакцией, определяя характер ее течения. Среди

промежуточных переменных большое место занимают психологические явления,

например такие, как мотивация и формирование мысленных представлений

[3].

Данная концепция основывается на признании целенаправленности в поведении

животного. Толмен выдвинул предположение о том, что животное учится выявлять,

"что ведет к чему", причем то, что оно усваивает, может и не обнаруживаться

внешне, в виде какой-либо деятельности ("реакции"), но хранится в памяти в

форме представлений или образов.

Идея Толмена о существовании у животных некоего "процесса представления"

согласовывалась с данными, ранее полученными американским психологом У.

Хантером. Для исследования такой способности он предложил метод отсроченных

реакций, который позволял оценить, в какой степени животное способно

реагировать на воспоминание о стимуле в отсутствие этого реального стимула.

Представления Э. Толмена лежат в основе практически всех современных

исследований когнитивных процессов у животных. Основные результаты его

исследований были изложены в монографии "Целенаправленное поведение животных

и человека" (1932). Идеи Толмена получили дальнейшее развитие в работах ряда

ученых, его последователей.

В отечественной физиологии сходные представления развивал И. С. Бериташвили

(или Беритов; 1884-1974) - один из крупнейших отечественных физиологов,

основатель грузинской школы физиологии. В разработке своих представлений он

смог избежать прямого давления официальной павловской доктрины, оставаясь в

то же время в течение определенного времени на позициях рефлекторной теории.

Он провел ряд исследований на собаках, в которых продемонстрировал наличие у

них способности к формированию пространственных представлений, названных им

термином "поведение, направляемое образом", и "психонервных образов" объектов

внешней среды. По сути дела, эти понятия были весьма близки представлениям

гештальтпсихологии, но чтобы дистанцироваться от психологического подхода и,

таким образом, избежать обвинений в идеализме, была использована другая

терминология. Термин "психонервный", по мнению Бериташвили, подчеркивал

материалистическую природу явления.

И.С. Бериташвили (1932) полагал, что многие формы поведения регулируются

целостным "представлением", или "образом", о той внешней среде, в которой

находится животное. В этом "представлении" отражены те объекты среды, которые

существенны для организации поведения. Необходимые знания приобретаются в

процессе активной ориентировочно-исследовательской деятельности и хранятся в

памяти.

И.С. Бериташвили выделял следующие виды поведения:

прирожденное (инстинктивное);

индивидуальное поведение, направляемое образами;

автоматизированное индивидуально-приобретенное (условнорефлекторное) поведение.

Концепция И.С. Бериташвили имела много элементов, общих с современной

концепцией "когнитивных карт", основанной Толменом и развиваемой начиная с

70-х гг. нейрофизиологами на Западе.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.