Реферат: Изучение элементов сознания у животных
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ВОЛГОГРАДСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Кафедра математических и естественно-научных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине:
«Зоопсихология»
на тему:
«Изучение элементов сознания у животных»
Выполнила: студентка
группы П4-04
Гольмакова Т. В.
Волгоград 2005
Содержание
- Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных
-
Изучение проблемы сознания у животных
Список использованной литературы
- Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных
Установленные Павловым и его школой закономерности высшей нервной
деятельности, лежащие в основе поведения человека и животных, явились
крупнейшим событием в изучении физиологии нервной системы в первой половине
ХХ в.
Широко распространено мнение о том, что И. П. Павлов отрицательно относился к
гипотезе о наличии у животных более сложных форм высшей нервной деятельности,
чем условный рефлекс. Действительно, в процессе работы на собаках, он не
допускал ни малейшей мысли о том, что в поведении этих животных в
экспериментальной камере могут присутствовать какие-либо элементы помимо
безусловных и условных рефлексов. Так, например, известно, что он даже
штрафовал своих сотрудников за высказывания типа: " собака подумала" или
"собака решила". Первая реакция И.П. Павлова на работы В. Келера и Р. Йеркса о
способности шимпанзе к "инсайту" как проявлению разумного решения была резко
отрицательной. Он обвинил этих авторов "...во вредной. тенденции отступления от
истины", и это его высказывание до сих пор периодически цитируется многими
авторами. Позднее он писал: "Келеру... нужно было доказать, что обезьяны
разумны и приближаются по разумности к человеку, - не то что собаки", тогда как
поведение шимпанзе есть не что иное, как "...ряд ассоциаций, которые частью уже
получены в прошлом, частью на ваших глазах сейчас образуются и получаются"
[1]
Чтобы опровергнуть выводы В. Келера и доказать, что в поведении даже высших
обезьян нет ничего, выходящего за рамки условнорефлекторных механизмов,
Павлов приступил к собственным экспериментам. Так, в 1933 г. в его
лаборатории появились шимпанзе Роза и Рафаэль. Сотрудники лаборатории П.К.
Денисов, а позднее Э.Г. Вацуро и М.П. Штодин, работая с этими животными,
сначала повторили опыты В. Келера, а затем провели и собственные оригинальные
исследования. Результаты этих экспериментов оказались достаточно неожиданными
для И.П. Павлова, сильно расширили его представления о поведении
человекообразных обезьян и позволили ему сделать выводы о возможности наличии
у животных более высокого уровня интегративной деятельности мозга, чем
условный рефлекс.
Разбирая опыты с Рафаэлем на лабораторном семинаре (вошедшем в историю науки
под названием Павловских Сред), Павлов отмечал способность этой обезьяны
оперировать "массой свойств и отношений между явлениями". Он считал, что в
этих опытах можно наблюдать "...случаи образования знания, улавливания
нормальной связи вещей", и называл это "зачатками конкретного мышления,
которым мы орудуем" (Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1949. С. 17.
Заседание 13.11.1935). Необходимо обратить внимание на то, что Павлов не
отождествлял эти "зачатки конкретного мышления" с условными рефлексами: "А
когда обезьяна строит вышку, чтобы достать плод, это условным рефлексом не
назовешь..." Анализируя поведение обезьян, Павлов отмечал, что "...когда
обезьяна пробует и то, и другое, это и есть мышление в действии, которое вы
видите собственными глазами" (Там же. С. 430).
Однако, к большому сожалению, большая часть учеников И. П. Павлова не оценила
и не поддержала тех радикальных изменений, которым подверглись на основе
проведенных опытов взгляды их учителя. Более того, было приложено немало сил,
чтобы представить самые сложные формы поведения антропоидов всего лишь цепями
и сочетаниями условных рефлексов. Даже уже в 70-е гг. ХХ столетия попытки Л.
В. Крушинского привлечь внимание научной общественности к этой стороне
павловского наследия не вызвали должного понимания у представителей данной
школы.
После смерти И.П. Павлова, последовавшей в 1936 г., работы на
человекообразных обезьянах продолжились под руководством Л.А. Орбели, одного
из наиболее выдающихся его учеников. Однако настоящее развитие идеи И.П.
Павлова о "зачатках конкретного мышления" у животных получили лишь во второй
половине XX в. в работах ученика Л.А. Орбели, ленинградского физиолога Л. А.
Фирсова, а также в работах Л. В. Крушинского в МГУ.
2. Изучение проблемы сознания у животных
Начиная с самых ранних этапов развития науки о поведении, многие ученые с
уверенностью говорили о наличии у животных элементов разума. Как уже
упоминалось, первоначально понятие "разум" использовали главным образом как
альтернативу понятию "инстинкт". Им обозначали любые индивидуальные формы
приспособительного поведения, в подавляющем большинстве случаев связанные с
обучением.
В четкой форме предположение о наличии у животных зачатков разума впервые
высказал Ч. Дарвин, считавший, что, наряду с инстинктами и ассоциациями, они
обладают и "способностью к рассуждению". Обсуждая этот вопрос в
"Происхождении человека", он подчеркивал, что "разница между психикой
человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница
в степени, а не в качестве".
Гипотеза о наличии у животных элементов мышления имела для Дарвина
принципиальное значение, в связи с решением вопроса о происхождении человека.
Однако с момента своего появления она вызывала серьезные возражения и до сих
пор не получила окончательного признания у физиологов и психологов, и, в
особенности, у философов. Одна из причин этого - опасение быть обвиненными в
антропоморфизме, другая причина - догматическая убежденность в уникальности
высших психических функций человека. В связи с этим исследования проблемы
мышления животных всегда были не столь многочисленными, как анализ других
форм поведения.
Весьма определенно по вопросу эволюции поведения и рассудочной деятельности
животных и человека высказался А.Н. Северцов в своей книге "Эволюция и психика"
(1922). Его основное положение сводится к тому, что у животных помимо
инстинктов и простых условных рефлексов существует тип поведения, который может
быть охарактеризован как разумный. Северцов считал, что данный тип поведения
прогрессивно развивается в эволюционном ряду и является важнейшим фактором
эволюционного процесса[2].
В начале ХХ в. Э. Торндайк, считавший способность к обучению показателем
интеллекта, разработал свой знаменитый "метод проблемных ящиков". Идея этого
метода была подсказана ему Ллойдом-Морганом, который видел, как его собака
открывала задвижку калитки, и расценил это как проявление интеллекта.
Наблюдая за решением подобных задач в условиях эксперимента, Торндайк пришел
к выводу, что интеллект животных позволяет им действовать только путем проб и
ошибок и постепенно обучаться правильной реакции, поэтому в его монографии
"Animal intelligence" (1911) говорилось только об этой стороне интеллекта
животных, но не о собственно зачатках мышления. Тем не менее это было первое
систематическое экспериментальное исследование высших психических функций
животных в контролируемых лабораторных условиях.
На основе экспериментов по обучению крыс в разных типах лабиринтов
американский психолог Э. Толмен (1886-1959) пришел к выводу, что схема
бихевиористов "стимул-реакция" оказывается недостаточной для описания
поведения в целом, поскольку она сводит все его многообразие к совокупности
элементарных ответов на стимулы. Для объяснения результатов своих
экспериментов он выдвинул представление о том, что, находясь в лабиринте,
животное обучается выявлять смысловые связи между элементами среды, которые
он называл стимулами. Так, в разных типах экспериментов по обучению крыс
Толмен показал, что животные усваивают информацию об общих характеристиках
экспериментальной камеры или лабиринта, хотя сначала это никак не сказывается
на поведении. В процессе обучения животное приобретает знания (соgnition) обо
всех деталях ситуации, сохраняет их в форме внутренних представлений и может
использовать в нужные моменты. У животного формируется некая "когнитивная
карта", или "мысленный план", всех характеристик лабиринта, а затем по нему
оно строит свое поведение. "Мысленный план" может создаваться и в отсутствие
подкрепления.
Придерживаясь в целом бихевиористской схемы "стимул-реакция" для объяснения
результатов своих опытов, Э. Толмен пришел к выводу, что связи между стимулами
и поведенческими реакциями являются не прямыми, а опосредованными. Их изменяют,
модифицируют так называемые "промежуточные переменные", которые "вклиниваются"
между стимулом и ответной реакцией, определяя характер ее течения. Среди
промежуточных переменных большое место занимают психологические явления,
например такие, как мотивация и формирование мысленных представлений
[3].
Данная концепция основывается на признании целенаправленности в поведении
животного. Толмен выдвинул предположение о том, что животное учится выявлять,
"что ведет к чему", причем то, что оно усваивает, может и не обнаруживаться
внешне, в виде какой-либо деятельности ("реакции"), но хранится в памяти в
форме представлений или образов.
Идея Толмена о существовании у животных некоего "процесса представления"
согласовывалась с данными, ранее полученными американским психологом У.
Хантером. Для исследования такой способности он предложил метод отсроченных
реакций, который позволял оценить, в какой степени животное способно
реагировать на воспоминание о стимуле в отсутствие этого реального стимула.
Представления Э. Толмена лежат в основе практически всех современных
исследований когнитивных процессов у животных. Основные результаты его
исследований были изложены в монографии "Целенаправленное поведение животных
и человека" (1932). Идеи Толмена получили дальнейшее развитие в работах ряда
ученых, его последователей.
В отечественной физиологии сходные представления развивал И. С. Бериташвили
(или Беритов; 1884-1974) - один из крупнейших отечественных физиологов,
основатель грузинской школы физиологии. В разработке своих представлений он
смог избежать прямого давления официальной павловской доктрины, оставаясь в
то же время в течение определенного времени на позициях рефлекторной теории.
Он провел ряд исследований на собаках, в которых продемонстрировал наличие у
них способности к формированию пространственных представлений, названных им
термином "поведение, направляемое образом", и "психонервных образов" объектов
внешней среды. По сути дела, эти понятия были весьма близки представлениям
гештальтпсихологии, но чтобы дистанцироваться от психологического подхода и,
таким образом, избежать обвинений в идеализме, была использована другая
терминология. Термин "психонервный", по мнению Бериташвили, подчеркивал
материалистическую природу явления.
И.С. Бериташвили (1932) полагал, что многие формы поведения регулируются
целостным "представлением", или "образом", о той внешней среде, в которой
находится животное. В этом "представлении" отражены те объекты среды, которые
существенны для организации поведения. Необходимые знания приобретаются в
процессе активной ориентировочно-исследовательской деятельности и хранятся в
памяти.
И.С. Бериташвили выделял следующие виды поведения:
прирожденное (инстинктивное);
индивидуальное поведение, направляемое образами;
автоматизированное индивидуально-приобретенное (условнорефлекторное) поведение.
Концепция И.С. Бериташвили имела много элементов, общих с современной
концепцией "когнитивных карт", основанной Толменом и развиваемой начиная с
70-х гг. нейрофизиологами на Западе.
Страницы: 1, 2
|