реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реферат: Фотосинтез - проще простого

реферат

Реферат: Фотосинтез - проще простого

Содержание

1. Ведение....................................................................3

2. Ошибка Ван-Гельмонта......................................................3

3. Самое интересное из веществ во всем органическом мире......... 6

4. Красный цвет — символ созидания............................................7

5. О чем поведали меченые атомы!..............................................9

6. Зеленая электростанция....................................................10

7. Фотосинтез и урожай.......................................................13

8. «Чародейкою зимою околдован, лес стоит...»............................. 16

9. Леса — легкие планеты!....................................................17

10. «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...» 20

11. Радуга флоры..........................................................23

12. Зеленые животные — реальность или фантазия!................... 26

13. Заключение............................................................30

14. Список использованных источников......................................30

1. Ведение

Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную

почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на

хлорофилловое зерно. Ударя­ясь об него, он потух, перестал быть светом, но не

исчез... В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил

нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нер­вы... Этот луч солнца

согревает нас. Он приво­дит нас в движение. Быть может, в эту минуту он

играет в нашем мозгу.

Растение из воздуха образует органическое вещество, из солнечного луча —

запас силы. Оно представляет нам именно ту машину, которую обещают в будущем

Мушо и Эриксон, — машину, действующую даровою силою солнца. Этим объяс­няется

прибыльность труда земледельца: затратив сравнительно небольшое количество

вещества, удобрений, он получает большие массы органичес­кого вещества;

затратив немного силы, он получает громадный запас силы в виде топлива и

пищи. Сельский хозяин сжигает лес, стравливает луг, продает хлеб, и они снова

возвращаются к нему в виде воздуха, который при действии солнечного луча

вновь принимает форму леса, луга, хлеба. При содействии растения он

превращает не имею­щие цены воздух и свет в ценности. Он торгует воздухом и

светом.

2. Ошибка Ван-Гельмонта

В старые времена врач обя­зан был знать ботанику, ведь многие лекарственные

средст­ва готовились из растений. Неудивительно, что лекари не­редко

выращивали растения, проводили с ними различные опыты.

Так, голландец Ян Баптист Ван-Гельмонт (1579—1644) не только занимался

врачебной практикой, но и эксперименти­ровал с растениями. Он решил узнать,

благодаря чему растет растение. С животными и че­ловеком вроде бы все

ясно: поедая корм или пищу, они получают вещества, благода­ря которым

увеличиваются в размерах. Но за счет чего крошечное семя, лишенное рта,

превращается в огром­ное дерево?

Чтобы ответить на этот вопрос, Ван-Гельмонт проде­лал следующее. Взял

кадку, в которую насыпал 91 килограмм высушенной в печи почвы, смочил ее

дождевой водой и посадил ивовый побег массой 2,25 килограмма. Каждый день

в течение пяти лет он поливал растение чистой дож­девой водой. По

прошествии этого времени Ван-Гельмонт извлек деревце, тщательно очистил

корни от прилипших частиц почвы и взвесил содер­жимое кадки и растение.

Оказалось, что масса почвы уменьшилась всего на 57 грам­мов, а вот масса ивы

возросла почти на 75 килограммов. Результат эксперимента ис­следователь

объяснил исклю­чительно поглощением воды. Так возникла водная теория

питания растений.

Джозеф Пристли (1733— 1804) — известный англий­ский ученый-химик. Он

открыл кислород, получил хлористый водород, аммиак, фтористый кремний,

сернистый газ, ок­сид углерода. Привезенный французом Шарлем Кондамином из

Южной Америки кау­чук Пристли в 1770 году предложил использовать для

стирания написанного, назвав его гуммиэластиком. Как хи­мика Пристли

заинтересовал вопрос: почему воздух полей и лесов чище городского? Уче­ный

предположил, что расте­ния очищают его от веществ, выделяемых людьми при

ды­хании, а также дымящимися трубами заводов и фабрик. С целью проверки

своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь. Довольно

быстро животное погибло. Тогда эксперимен­татор поместил под такой же

колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. «Это было сделано в начале

авгус­та 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно

могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мя­ты вырос

почти на три дюйма...»[1].

Опыт заинтересовал ученых, многие повторили его в своих лабораториях, однако

резуль­таты получались неодинако­вые: в одних случаях расте­ния

действительно очищали воздух и делали его пригод­ным для дыхания мыши, в

других — этого не наблю­далось. Надо сказать, что сам Пристли при

повторении опы­тов получил противоречивые результаты. Установить исти­ну

ученый уже не смог, так как консервативно настроен­ные англичане разгромили

его прекрасно оборудованную ла­бораторию и богатую библио­теку за сочувствие

их вла­дельца идеям французской ре­волюции. Пристли оставил научную

работу и эмигриро­вал в США.

В другой своей работе «Слово о слоях земных» он высказался о воздушном

пи­тании растений еще более определенно: «Откуда же но­вый сок сосны

собирается и умножает их возраст, о том не будет спрашивать, кто знает,

что многочисленные иглы нечувствительными сква­жинами почерпают в себя с

воздуха жирную влагу, ко­торая тончайшими жилками по всему растению

расходится и разделяется, обращаясь в его пищу и тело». «Нечувст­вительные

скважины» — это не что иное, как устьица, хоро­шо известные каждому из

школьного учебника ботаники.

К сожалению, мысли, вы­сказанные великим Ломоносо­вым, остались неизвестными

научным кругам. А вот идею Пристли об очищении возду­ха поддержали не только

уче­ные, она стала популярна да­же в народе. Результатом яви­лось массовое

разведение цве­тов в помещениях, где нахо­дились больные. При этом двери

обычно держали плотно закрытыми, дабы «вредный» наружный воздух не мог

про­никнуть в комнату.

Голландский врач Ингенгауз (1730—1799) усомнился в правильности такого

исполь­зования растении и провел ряд экспериментов с целью проверки

действенности этого приема. В результате своих опытов он сделал открытие, что

только зеленые части растений могут улуч­шать воздух, да и то лишь в том

случае, когда они на­ходятся на свету. Все осталь­ное — цветки, корни, а

также зеленые листья, лишенные света, — воздуха не исправ­ляет.

Проделаем такой опыт. Возьмем две банки с водой. В одну нальем воду из-под

крана, а в другую — кипяче­ную и охлажденную. При ки­пячении, как известно,

уда­ляются газы, растворенные в воде. Затем в каждую банку поместим веточки

водного растения элодеи, накроем их воронками, на отростки кото­рых наденем

пробирки, напол­ненные водой. Обе банки выставим на свет.

Через некоторое время мы заметим, что в банке с не кипяченой водой веточки

элодеи начинают выделять какой-то газ. Когда он заполнит про­бирку, можно

установить, что это кислород: внесенная в пробирку тлеющая лучинка ярко

вспыхивает. В банке с кипяченой водой, где нет угле­кислого газа, веточки

элодеи кислорода не выделяют.

Попробуем доказать, что все дело именно в углекис­лом, а не в каком-то ином

газе, удаленном при кипяче­нии. Для этого пропустим че­рез кипяченую воду

углекис­лый газ, и вскоре веточки элодеи станут выделять кис­лород.

Швейцарский естествоиспы­татель Жан Сенебье (1742— 1809) первым установил

необ­ходимость углекислого газа как источника углерода для зеленых растений.

Он же пред­ложил термин «физиология ра­стений» и в 1880 году написал первый

учебник по этой дис­циплине.

Его соотечественник естест­воиспытатель Никола Теодор Соссюр (1767—1845)

работал в области физики, химии и геологии. Однако мировую из­вестность

приобрел благодаря трудам в области физиологии растений. С помощью точных

методов количественного хи­мического анализа он убеди­тельно доказал, что

растения на свету усваивают углерод из углекислого газа, выде­ляя при этом

кислород. Уче­ный также установил, что рас­тения, как и животные, ды­шат,

поглощая кислород и выделяя углекислый газ.

Так постепенно складыва­лись представления о фото­синтезе как о процессе, в

ходе которого из углекислого газа и воды зеленые растения на свету образуют

органические вещества и выделяют кис­лород:

бСО2 + 6Н2О ® С6Н12О6 + 6О2­

Термин «фотосинтез» был предложен в 1877 году изве­стным немецким физиологом

растений Вильгельмом Пфеффером (1845—1920). В ходе этого процесса солнечная

энергия преобразуется в энер­гию химических связей орга­нических соединений.

3. Самое интересное из веществ во всем органическом мире

Так назвал хлорофилл вели­кий Чарльз Дарвин, когда наш соотечественник

Климент Аркадьевич Тимирязев рас­сказал ему о своих опытах с этим веществом.

В то время, когда химическая природа процесса фотосинтеза пред­ставлялась

весьма туманной, подобное утверждение было весьма ценным, поскольку

привлекало внимание ученых к новой очень перспективной проблеме. А сам термин

«хло­рофилл» был предложен в 1818 году французскими хими­ками П. Пельтье и Ж.

Каванту. Он образован из гречес­ких слов «хлорос» — зеленый и «филлон» —

лист.

Выделить хлорофилл из листа несложно. Для этого измельчим листья любого

рас­тения ножницами, поместим в ступку, прильем немного спир­та, разотрем и

отфильтруем в чистую сухую пробирку. Если у вас нет под рукой ступки, кусочки

листьев поме­стите в небольшую колбочку, влейте спирт и осторожно нагрейте на

спиртовке. Очень быстро спирт окрасится в изумрудно-зеленый цвет из-за

присутствия хлорофилла.

А теперь познакомимся с некоторыми свойствами этого пигмента. Поместите за

про­биркой черную бумагу или ка­кой-то темный предмет и на­правьте на нее

яркий свет. Раствор хлорофилла отражает свет с измененной длиной волны,

поэтому хлорофилл приобретает вишнево-красную окраску. Это явление носит

название флуоресценции.

В чем причина флуоресцен­ции хлорофилла? Кванты све­та падают на его

молекулы, находящиеся в растворе, и вызывают их возбуждение. При этом

электрон молекулы пигмента переходит на более высокий энергетический

уро­вень. В растворе, в отличие от зеленого листа, энергия возбужденного

электрона не расходуется на синтез органи­ческих веществ, поэтому этот

электрон возвращается на прежний энергетический уро­вень, а избыток

энергии испускается в виде квантов красного света. Видимый свет, как

известно, состоит из раз­ных лучей: фиолетовых, синих, голубых, зеленых,

желтых, оранжевых, красных. Их окраска зависит от длины вол­ны, которая

увеличивается по направлению от синих к крас­ным лучам солнечного спект­ра. А

вот величина квантов и их энергетический потен­циал изменяются при этом в

противоположном направле­нии: кванты синих лучей зна­чительно богаче

энергией, чем кванты красных. Когда свет падает на молекулы хлоро­филла,

часть энергии кван­тов рассеивается в виде теп­ла, поэтому отраженные кван­ты

несут меньший запас энер­гии, а длина волны света увеличивается, смещаясь в

сторону длины волны красных лучей. Вот почему мы видим красное свечение при

осве­щении хлорофилла белым светом, то есть совокупностью разных лучей

солнечного спектра.

Любопытно в связи с этим отметить, что на прекрасных фресках гениального

Андрея Рублева мы часто видим со­четание зеленого с красным: в складках

зеленой одежды как бы скрываются красные от­светы.

Если вы имеете спектро­скоп — несложный школьный прибор, в котором при

помо­щи призмы видимый свет раз­лагается на составные компо­ненты, — то

можно изучить спектр поглощения хлорофил­ла. Приложите пробирку с раствором

хлорофилла к щели спектроскопа и загляните в окуляр, вы увидите мощную темную

полосу поглощения в красной части спектра и ме­нее выраженную в синей. Итак,

хлорофилл поглощает красные и синие лучи спектра. А вот зеленые,

беспрепятст­венно проходя через его раст­вор, сообщают ему свою окраску.

Отчего зависит зеленая окраска пигмента? Добавим в пробирку с вытяжкой

хлоро­филла несколько капель сла­бой соляной кислоты. Тотчас же окраска

изменится на оливково-бурую. Что при этом произошло с хлорофиллом?

Уже давно установлено, что его молекула содержит атом магния. При

взаимодействии с соляной кислотой он вытес­няется из нее атомами водо­рода

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.