организмов.
Знание условий, которые способствовали возникновению жизни на Земле, приводит
к выводу о невозможности появления в наше время живых существ абиогенным
путем вследствие отсутствия условий для синтеза и усложнения органических
веществ (простые соединения, которые могли бы где-то образоваться, сразу же
были бы использованы гетеротрофами). Следовательно, теперь живые существа
появляются только вследствие размножения. Посредством размножения
осуществляется смена поколений и происходит эволюционное развитие.
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
В результате эволюции формы жизни усложнялись. Тело первичных доклеточных
живых существ было мало дифференцированным. От них происходят, одноклеточные
организмы, тело которых уже имеет оболочку, ядро и другие структуры. Самыми
давними одноклеточными были жгутиковые.
Следующим важным этапом развития жизни и усложнения ее форм было
возникновение полового процесса, приобретение способности к фотосинтезу и
развитие аэробных форм жизни, разделение первичных организмов на растения и
животные и их дивергенция по способу питания. Значительным шагом в дальнейшем
усложнении организации живых существ было появление многоклеточных
организмов с дифференцированным телом, развитыми тканями, органами, которые
выполняли определенные функции. Многоклеточные происходят от колониальных
форм одноклеточных жгутиковых.
Следующее большое событие в эволюции связано с выходом живых существ из воды
(псилофиты и стегоцефалы) и образованием большого многообразия наземных
растений и животных. Появились. такие высокоорганизованные формы жизни, как
цветковые растения, плацентные млекопитающие.
В земных напластованиях находят отпечатки или окаменевшие останки существ,
которые жили в далекие геологические периоды истории планеты.
Палеонтологические находки дают возможность восстановить основные направления
эволюционного развития растений и животных, проследить пути усложнения их
организации и увеличения разнообразия.
Ученые разделяют историю Земли на довольно продолжительные промежутки времени —
эры: катархей — ниже древнейшей, архей — древнейшая,
протерозой — первичная жизнь, палеозой — древняя жизнь, мезозой
— средняя жизнь и кайнозой — новая жизнь. Эры в свою очередь
разделяются на периоды, эпохи. Это разделение относительное, потому что резких
разграничений между подразделениями не существует. Все же на рубеже соседних
эр, периодов преимущественно происходили существенные геологические
преобразования: горообразовательные процессы, перераспределение суши и моря,
смена климата и пр. Кроме того, каждое подразделение характеризовалось
качественным своеобразием флоры и фауны.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В разные эпохи в зависимости от уровня общественно-экономического развития,
культуры, науки происхождение человека объясняли по-разному. Длительное время
довольно распространенными были догматы о божественном возникновении
человека. Только с развитием науки человечество постепенно приближалось к
правильному пониманию происхождения человека. Так, уже К. Линней в созданной
им системе отнес вид Хомо Сапенес — человека разумного к отряду приматов,
который включает обезьян и полуобезьян. Французские философы-материалисты
XVIII века, отстаивая позиции материализма в борьбе с религией, развивали
идею движения, превращения, трансформации одних природных тел в другие. Ж.
Ламетри (1709—1751), П. Гольбах (1723—1789) распространили эту идею и на
проблему происхождения человека. Показав значительное сходство
анатомического строения и физиологических функций млекопитающих, особенно
обезьян, и человека, они активно развивали мысль о естественном происхождении
человека от животных. Творец первой теории эволюции Ж. Б. Ламарк
распространил принципы исторического развития природы и на объяснение
происхождения человека от высших обезьян, которые перешли к наземному способу
существования, приобрели вертикальное положение тела и более совершенную
организацию. Уже Ламарк обратил внимание на значительную роль развития мозга,
руки и членораздельной речи в становлении человека.
Близко подошел к решению проблемы происхождения человека Ч. Дарвин. На
последней странице книги “Происхождение видов” он отметил, что теория
эволюции прольет свет и на происхождение человека и на его историю. А в книге
“Происхождение человека и половой отбор” Дарвин определяет место человека в
системе животного мира и приводит большое количество фактов из сравнительной
анатомии, эмбриологии, физиологии о родственности человека с млекопитающими,
особенно с обезьянами. Эти факты он использовал для обоснования положения о
том, что человек является следствием исторического развития животного мира, а
его предком следует считать не современных обезьян, а тех приматов, которые
жили
в прошлые эпохи.
Проблемы происхождения человека Дарвин окончательно не решил, потому что он
стремился осуществить это главным образом с позиций биологии, на основе
теории естественного отбора. Но он подготовил хорошую почву для создания
научной теории антропогенеза. Ф. Энгельс показал, что становление человека
происходило на основе социально-экономических закономерностей, а ведущим
фактором превращения обезьяны в человека был труд.
Место человека в системе животного мира. По своим анатомо-физиологическим и
другим биологическим особенностям человек имеет много общего с животными,
хотя существенно отличается от них (является мыслящим существом). Он занимает
такое систематическое положение. Отряд приматов объединяет значительное
количество видов, которые подразделяются на три подотряда. Обезьяна и человек
принадлежат к подотряду антропоидных (широконосые и узконосые)., Среди
высших узконосых антропоидов выделяют семейство антропоморфных обезьян
(гиббон, орангутан, горилла, шимпанзе) и самостоятельное, семейство гоминид,
состоящее из одного рода Хомо, который подразделяется на три подрода,
обезьянолюди, Древние люди, новые люди. Кроманьонцы и современные люди
составляют единый вид Хомо Сапенес — человек разумный.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Морфофизиологическое сходство человека и антропоидов. По общему плану
строения и функциям основных систем (скелет; органы дыхания, кровообращения,
пищеварения, выделения и размножения; общие черты строения нервной системы и
др.) человек имеет много общего с другими представителями класса
млекопитающих, особенно с человекообразными обезьянами. Обезьяны имеют
хорошо развитый головной мозг, в том числе полушария переднего мозга. У
человека и обезьян совпадают сроки беременности и закономерности зародышевого
развития, группы крови. Известны болезни (брюшной тиф, грипп, холера и Др.) и
паразиты, общие для человекообразных обезьян и человека. С возрастом у
обезьян выпадают зубы, седеют волосы.
Важным свидетельством животного происхождения человека являются атавизмы —
развитие признаков далеких предков (волосатость тела, внешний хвост,
многососковость) и рудименты — недоразвитые, утратившие функциональное
значение органы и признаки, которых у человека насчитывают свыше 90 (ушные
мышцы, дарвинов бугорок на ушной раковине, полулунная складка внутреннего
угла глаза, аппендикс и др.).
Самое большое сходство с человеком по таким признакам, как пропорции тела,
относительно короткие верхние конечности, строение таза, кисти и стопы,
имеет горилла; шимпанзе похожа на человека особенностью строения черепа
(большая округленность и сглаженность), размерами конечностей. Орангутан,
как и человек, имеет 12 ребер. Но это не значит, что человек происходит от
какого-либо из нынешних видов обезьян. Эти факты свидетельствуют о том, что
человек и человекообразные обезьяны имели общего предка, давшего ряд
ответвлений, и эволюция шла в разных направлениях.
Отличия человека от высших антропоидов. В процессе исторического развития у
человека выработались признаки, по которым он существенно отличается от
обезьян. Характерной чертой человека являются изменения органов в связи с
прямохождением (8-образ-ный позвоночник, более широкий таз, вогнутая стопа,
соотношение длины конечностей и развития отдельных их частей, особенности
строения грудной клетки, мышц, внутренних органов).
Существенна разница в развитии, форме и строении черепа: у обезьян лицевая
часть преобладает над мозговой, лоб скошенный/ с хорошо развитыми
надорбитальными валиками, затылок плоский; у человека же лучше развита
мозговая часть, на нижней челюсти хорошо развит подбородок. Значительно
отличаются размеры мозга, развитие его отделов: поверхность коры полушарий у
человека втрое больше, чем у человекообразных обезьян, и в пять-шесть раз
больше, чем -у низших млекопитающих.
Сходство между человеком и обезьянами является доказательством их
родственности, общности происхождения, а отличия—следствием разных
направлений эволюции обезьян и предков человека, особенно влияния трудовой
(орудийной) деятельности человека.
Труд—ведущий фактор в процессе превращения обезьяны в человека. Существенные
отличия человека от животных, в том числе и высших обезьян, состоят в том,
что человек приобрел качественно новые особенности — способность к
прямохождению, освобождение рук и использование их как органов труда для
изготовления орудий труда, членораздельную речь как способ общения, сознание,
т. е. те свойства, которые тесно связаны с развитием человеческого общества.
Человек не только использует окружающую природу, но подчиняет, активно
изменяет ее соответственно своим потребностям, сам создает необходимые вещи.
На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в сочинении
“Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”, которое было
написано в 1876—1878 гг. и опубликовано в 1896 г. Он впервые проанализировал
качественное своеобразие и значение общественных факторов в историческом
становлении, человека.
Далекими предками человека были высокоразвитые человекобразные обезьяны,
которые вели стадный образ жизни в тропических и субтропических лесах.
Вследствие похолодания на значительной территории площадь под лесами заметно
уменьшилась, появились большие открытые пространства. В процессе жизни у
некоторых форм обезьян с увеличенным объемом головного мозга и с развитой
способностью к ориентации постепенно под контролем естественного отбора
вырабатывались специфические адаптации к новым условиям. Важными среди них
являются прямохождение и соответствующие изменения тела, поднятие головы и
расширение вследствие этого горизонта, освобождение рук и постепенное
усиление использования их для выполнения новых функций по добыванию пищи',
защите от врагов и нападению с использованием палок, камней, а позже и
примитивных орудий труда.
От использования готовых предметов как орудий труда первобытные люди со
временем перешли к их изготовлению. Это давало им преимущества перед другими
существами. Постепенно усложнялись движения руки, что обеспечивало ее
прогрессивное развитие и успехи в изготовлении орудий труда.
Переход от случайного использования отдельных предметов как орудий труда к
сознательному и систематическому изготовлению их для определенной цели стал
переходом от обезьяны к первобытному человеку.
Предки человека были стадными животными, и их деятельность, в том числе и
ранняя трудовая, имела общественный характер. В процессе труда происходило
объединение членов поселения. Возникла необходимость в общении, обмене
опытом по добыванию пищи, защите от хищных зверей, охоте, изготовлению
орудий.
Далекие предки человека были всеядными, но в их рационах преобладала
растительная пища. С усовершенствованием орудий рыболовства и охоты в рационе
увеличивалась доля более калорийной мясной пищи, которая также положительно
влияла на процесс превращения обезьяны в человека, поскольку по своему
составу она больше подходит к составу тела человека и потому в большей мере
способствовала развитию нервной системы. Позже произошел переход от охоты к
приручению, а потом и одомашниванию животных, что надежнее обеспечивало
потребности древних людей в мясе. Использование огня и приготовление пищи
способствовали более полному
ее перевариванию и усвоению.
Важным достижением человечества является речь. На первых этапах общение
осуществлялось с помощью отдельных звуков, жестов, мимики, на базе которых в
процессе общей трудовой деятельности возникла членораздельная речь. Развитие
и усложнение речи сопровождались существенными изменениями гортани и ротового
аппарата, что в свою очередь расширяло языковые возможности. Под влиянием
труда и речи развивался мозг, который превратился в орган мышления, а с
другой стороны, расширенные умственные способности благоприятствовали
повышению- уровня трудовой деятельности и усложнению общественных отношений.
Развитие мозга и речи стало важной предпосылкой становления и
усовершенствования второй сигнальной системы, свойственной только человеку.
Для человека слово имеет совершенно определенное значение: сказанное,
написанное, мыслимое слово является сигналом. На базе второй сигнальной
системы развилось абстрактное мышление, к которому способны только люди.
Древнейшие люди жили преимущественно в защищенных местах, при похолодании
использовали пещеры, а позже научились строить жилища, изготовлять одежду,
предметы быта. Возникло разделение труда, развивались ремесла,
распространялась торговля, со временем появились искусство, религия,
формировалась наука. На основе племен образовались самостоятельные нации и
государства, оформлялись' право и политика.
В процессе становления человека со временем уменьшалась роль естественного
отбора, а ведущее значение все более и более приобретали общественные
факторы —труд и связанные с ним общественные отношения, которые стали
главными в развитии человеческого общества.
Использованная литература.
1. А.О. Рувинский “Наследственная изменчивость человека”
2. Н. Грин, У. Стаут “Биология”
3. Т.Л. Богданов “Справочник по биологии”
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|